logo
Главная Морская и речная инфраструктура Новости Проект модернизации инфраструктуры Сайменского канала обсудили представители России и Финляндии

Проект модернизации инфраструктуры Сайменского канала обсудили представители России и Финляндии

В поселке Тайпале Ленинградской области  состоялась встреча российской делегации во главе с заместителем руководителя Росморречфлота Константином Стасюком с представителями Агентства транспортной инфраструктуры Финляндской Республики. В ходе встречи рассматривались вопросы, связанные с возможностью увеличения длины шлюзовых камер Сайменского канала, а также повышением уровня воды Сайменского канала на 0,1 метра. Выполнение мер, направленных на решение данных вопросов, позволило бы осуществлять перевозки через Сайменский канал более крупными судами с большей вместимостью.

Со стороны России во встрече принимали участие представители Управления безопасности судоходства Росморречфлота, Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», ФГУ «Сайменский канал», а также капитаны морских портов Выборг и Высоцк.

Как пояснили в пресс-службе Росморечфлота, финская сторона выразила заинтересованность во взаимодействии с российскими коллегами при разработке предпроектной документации и проведении математического моделирования в целях изучения Сайменского фарватера (морского подходного канала), а также определения необходимых работ в связи с увеличением размерений судов, осуществляющих плавание через Сайменский канал и Сайменский фарватер (морской подходной канал).

Судоходный канал, соединяющий озеро Сайма в юго-восточной части Финляндии и Выборгский залив в России, был открыт в 1856 году. Канал, реконструированный в 1963-1968 годах, имеет общую протяжённость с морским фарватером - 57,3 км, из которых Финляндии принадлежат 23,3 км, России - 34 км.

Сайменский канал стал для юго-восточной Финляндии ключевой транспортной артерией, которая обеспечивает доступ местных товаров на мировой рынок и способствует экономическому росту региона и страны в целом. Только за 50 лет после реконструкции канал по нему перевезено более 60 млн тонн грузов.

Управление гидротехническими сооружениями и поддержание канала в судоходном состоянии осуществляются финляндской стороной, поддержание в судоходном состоянии подходного фарватера — российской. Максимальная проектная пропускная способность канала за навигационный период составляет 11,5 тыс. судов в оба направления, максимальный грузооборот оценивается в 4,6 млн тонн.  Продолжительность навигации устанавливается ежегодно по согласованию сторон в зависимости от ледовых условий. Движение осуществляется круглосуточно.

Финляндия арендует 19,6 км российской части канала и прилегающую территорию. Первый договор аренды сроком на 50 лет был заключен 27 сентября 1962 года в Москве. По договору Финляндия приняла обязательства в течение пяти лет провести коренную реконструкцию Сайменского канала, а Советский Союз — построить на этом канале мосты и некоторые другие сооружения. Реконструкция началась в 1963 году. 5 августа 1968 года реконструированный канал был открыт президентом Финляндии Урхо Кекконеном со словами о дружбе между двумя соседними народами, которая «здесь, на Сайменском канале, отлита в бетоне и высечена в скалах».

В 2010 году подписан новый договор аренды российской части Сайменского канала, который вступил в силу 17 февраля 2012 года. Срок аренды - до 2063 года.

Совместная воднотранспортная система управляется под руководством Уполномоченных от каждой страны. От российской стороны этот пост занимает заместитель министра транспорта РФ - руководитель Росморречфлота Юрий Цветков, от финляндской - статс-секретарь министерств транспорта и связи Финляндской Республики Харри Пурсиайнен.