30.05.2018 10:13

Комитет по безопасности на море IMO одобрил основу для аналитического исследования об использовании автономных судов

Комитет по безопасности на море (MSC, КБМ) Международной Морской Организации (IMO) одобрил основу для аналитического исследования по вопросам нормативного регулирования в рамках ведущейся работы, включая согласование предварительного определения, что есть морские автономные надводные суда (MASS) и степеней  автономности такого типа судов, а также методологию проведения данного исследования и план работы.

Как отмечается  в сообщении IMO, в  рамках определения круга нормативных задач под термином «морское автономное надводное судно (MASS)» подразумевается судно, которое в той или иной степени может функционировать независимо от человеческого участия.

Для содействия проведению аналитического исследования степень автономии судна определена следующим образом (с учетом того, что автономное судно может выполнять операции при одной или нескольких степенях автономии в ходе только одного рейса):

- судно с автоматизированными процессами и поддержкой принятия решений: моряки присутствуют на борту для приведения в действие и контроля бортовых систем и функций. При этом некоторые операции могут быть автоматизированы;

- дистанционно управляемое судно с экипажем: действия судна контролируются из удаленно, из другого места. При этом люди остаются на борту судна;

- дистанционно управляемое судно без экипажа: судно находится под контролем и управлением из другого места. Моряков на борту нет;

-полностью автономное судно: бортовая система управления операциями судна способна самостоятельно принимать решения и определять порядок действий.

В качестве первого шага в ходе аналитического исследования будут определены действующие положения в согласованном перечне документов IMO и дана оценка того, как они могут или не могут применяться к судам с различной степенью автономности и/или могут ли они исключать операции морского автономного надводного судна (MASS).

В качестве второго шага будет проведен анализ для определения наиболее подходящего способа решения проблемы операций судна (MASS) с учетом, в частности, человеческого фактора, технологии и операционных факторов.

Комитет IMO, 99-я сессия которого была проведена 16-25 мая 2018 года, учредил и утвердил на сессии экспертную группу по автономным судам (MASS) для проверки проведения исследования по вопросам регулирования. В частности, были согласованы методология и порядок представления отчета на следующей сессии Комитета, запланированной на 3-7 декабря 2018 года.

Предметная группа проверит методологию, проведя первоначальную оценку положения SOLAS главы III, правило 17-1 («Подъем людей из воды»), которое требует, чтобы на всех судах имелись в наличии специальные судовые планы и порядок извлечения и подъема людей из воды; правила SOLAS V/19.2 (Требования к перевозке судового навигационного оборудования и систем); и положения конвенции о грузовой марке (информация, представляемая капитану).

При возможности на сессии будут также рассмотрены правила SOLAS II-1/3-4 (устройства и процедуры аварийного буксирования) и V/22 (видимость с навигационного мостика).

Комитет предложил заинтересованным государствам-членам и международным организациям представить на его следующей сессии в декабре 2018 года предложения, касающиеся разработки временных руководящих принципов проведения ходовых испытаний судов типа MASS.

Перечень нормативных документов, которые должны быть охвачены в исследовании Комитета, включает вопросы безопасности (Конвенция SOLAS); правила предупреждения столкновений судов в море (COLREG); погрузки и остойчивости (Грузовая марка); подготовки и дипломировании моряков и рыбаков (STCW, STCW-F); вопросы поиска и спасания людей (SAR); обмеру (Конвенция по обмеру судов); и нормативные документы для пассажирских судов (Свидетельство о соответствии помещений специального пассажирского судна / SPACE STP, STP).

Выступая на открытии сессии Комитета по безопасности, генеральный секретарь IMO Китак Лим подчеркнул важность сохранения гибкости для введения новых технологий и, таким образом, повышения эффективности судоходства, «не забывая в то же время о роли человеческого элемента и необходимости поддержания безопасного судоходства, дальнейшего сокращения числа жертв и инцидентов в море».

Международная морская организация (IMO, ИМО), головной офис которой находится в Лондоне, является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций (ООН). Главной задачей ИМО является обеспечение безопасности и надежности судоходства, а также предотвращение загрязнения морской среды судами.  



Печатное издание