09.07.2013 18:28

Чем студент отличается от курсанта?

Автор:

По итогам конкурса по установлению контрольных цифр приема граждан по направлениям подготовки (специальностям) для обучения за счет средств федерального бюджета по образовательным программам среднего профессионального и высшего профессионального образования Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова получил 2158 бюджетных мест, из них 1049 мест по 4 специальностям ВПО  и  15 направлениям бакалавриата  и 1109 мест по 9 специальностям СПО.

Ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова  Сергей Барышников рассказал в интервью отраслевому порталу «Российское судоходство» о ходе работы приемной комиссии.


- Сергей Олегович, в чем отличие приема этого года от предыдущих?

- Во-первых, изменилась нормативно-законодательная база в части выделения  вузам контрольных цифр приема. Университет впервые принимал участие в конкурсе наравне с вузами, подведомственными Минобрнауки, в том числе федеральными университетами и национально-исследовательскими университетами. Как вы понимаете, условия неравные.

Во-вторых, в структуре приема с учетом мест для обучения на платной основе  процент отраслевых  специальностей (направлений подготовки) должен быть не менее 60%. Хотя вопрос о том, какие специальности и направления подготовки можно и нужно считать профильными,  достаточно спорный. Например, направление «Строительство» с профилем «Гидротехническое строительство» и «Информационные системы» (на транспорте),  на наш взгляд, являются профильными, но в перечень отраслевых не прошли.

В-третьих,   в этом году все лица, зачисленные на  специальности «Судовождение», «Эксплуатация СЭУ», «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования», получат статус «курсанта».

- Чем отличается статус студента от статуса курсанта?

В соответствии с уставом курсантом является лицо, в установленном порядке зачисленное в университет для обучения по основной образовательной программе высшего или среднего профессионального образования, соответствующей международным и национальным требованиям к подготовке членов экипажей морских судов и судов внутреннего водного плавания.

Курсанты, как и прежде, будут обеспечены питанием, обмундированием и будут проживать в экипажах: курсанты  1 и 2 курса специальностей ВПО – на учебной площадке в Стрельне, а курсанты СПО, соответственно, на площадях Морского колледжа и Колледжа водного транспорта.

Учебные планы по специальностям подготовки плавсостава предусматривают в обязательном порядке плавательную практику и тренажерную подготовку. Прохождение плавпрактики предполагает предварительное медицинское освидетельствование, при этом требования комиссии плавсостава достаточно жесткие.

Поэтому  будущие курсанты уже  при подаче документов имеют возможность бесплатно пройти медкомиссию в медицинском центре университета или  собрать необходимые документы по месту жительства. Информация для лиц, поступающих на специальности подготовки плавсостава, будет постоянно обновляться  на сайте приёмной комиссии  в разделе «Морская страница».
   
- В своих предыдущих интервью вы говорили, что системоообразующим институтом объединенного вуза должен стать институт флота, осуществляющий подготовку по специальностям плавсостава. Сохранится ли в прежнем объеме обучение по береговым специальностям и направлениям?

- Конечно, сохранится. Деятельность в области водного транспорта включает в себя перевозку грузов судами различного назначения, деятельность по эксплуатации портовых и судоходных гидротехнических сооружений, эксплуатацию портовой инфраструктуры, работу  логистических центров, судостроение, судоремонт и др. Поэтому университет будет продолжать готовить студентов по широкому спектру направлений бакалавриата для обеспечения работы инфраструктуры  водного транспорта.

Не зря ведь первый ректор Института Корпуса инженеров путей сообщения Августин Бетанкур произнес в 1809 г., формулируя основную задачу учебного заведения:  «…Снабдить Россию инженерами, которые по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству всех работ в Империи…».

- Как вы считаете, объединение вузов способствует  привлечению абитуриентов и повышению конкурса в университет?

- Конечно, трудно предсказать, как сложится прием. На сегодняшний день подано 4200 заявлений, конкурс по заявлениям составляет 4,83 балла. Максимальный конкурс традиционно на направления бакалавриата «Менеджмент» - 21,7; «Экономика» - 13,7; «Юриспруденция» - 11,5.

Среди технических направлений лидируют «Информационные системы и технологии» и «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» с конкурсом - 10,6.

Хотя конкурс на специальности плавсостава ниже, чем на направления баклавриата, туда идут профессионально ориентированные ребята, которые подают документы только к нам в  университет и на одну определенную специальность. Среди них есть  выпускники морских кадетских классов, клубов юных моряков. Именно во время приема остро ощущается преемственность поколений, когда будущие курсанты приходят в сопровождении  отцов, а иногда и дедов, посвятивших свою жизнь морю.

Я считаю, что от реорганизации выиграли оба вуза, а больше всего  повезло студентам и курсантам. Университет «имени адмирала С.О. Макарова» - это не просто образовательное учреждение, это история, флотские традиции, высокое качество подготовки и диплом, который признается во всем мире.

Печатное издание