logo
Главная Актуально Андрей Смолин: «В навигацию 2015 года спрос на круизы вырастет на 25%»

Андрей Смолин: «В навигацию 2015 года спрос на круизы вырастет на 25%»

Автор: Пресс-служба компании «ВодоходЪ»

 

 

Директор по внутреннему туризму компании «ВодоходЪ» Андрей Смолин рассказал отраслевому информационному порталу «Российское судоходство» что ждут речные круизные операторы от предстоящей навигации.

 

- Пожалуйста, охарактеризуйте текущее состояние российского рынка речных круизов?

 

- Прошедший туристический сезон 2014 года поистине стал испытанием и проверкой для нашего бизнеса. Мы получили совершено бесценный опыт выживания в критических условиях, хорошую практику принятия оперативных и эффективных решений.

Основными проблемами стали состояние уровня воды на Волге, падение спроса на круизы со стороны зарубежных туристов на фоне ухудшения политической ситуации на международной арене, и, конечно, скандал на туристическом рынке, спровоцированный массовым банкротством туроператоров.

Текущее положение дел на рынке кажется более благоприятным. Да, обострение политической ситуации не позволяет нам рассчитывать на значительный поток туристов из-за рубежа в новом сезоне 2015 года. Однако на явном подъеме - внутренний туризм. Многие специалисты туриндустрии отмечают устойчивый тренд обращений российских граждан к отдыху внутри страны, в том числе и к речным круизам. Те туристы, которые уже много лет путешествовали и отдыхали только за границей, обращаются к речному круизу, мечтая открыть для себя родные красоты. Практика показывает, что путешественники по Волге, каналам, великим русским озерам, древним городам России еще долго остаются под впечатлением от круиза.

По итогам предварительных продаж на навигацию 2015 года мы уже сейчас фиксируем рост спроса на 20-25%. Уверены, что тенденция эта продолжится, тем более, что в этом году спектр теплоходов, доступных нашим соотечественникам, широк как никогда: на внутренний рынок дополнительно переходят теплоходы «Константин Симонов», «Максим Горький» (премиум-класс), «Александр Пушкин», «Леонид Соболев». Предполагаем, что любители морского круизного отдыха также могут сделать выбор в пользу речных круизов, так как  данный вид отдыха им хорошо знаком и близок. Привычный высокий уровень сервиса для ценителей «европейского» отдыха мы постараемся предоставить  на внутренних водных путях. Наша компания ведет всестороннюю подготовку к предстоящему туристическому сезону, ожидаем высокую загрузку теплоходов.

Сегодня есть все основания считать, что в навигацию 2015  ситуации с проходом судов в районе Нижегородской ГЭС будет плановой, водные запасы в водохранилищах достаточны и работа энергетиков на данном участке отлажена. Искренне надеемся, что прошлогодняя ситуация не повторится, иначе доверие потребителей к отрасли будет очень серьезно подорвано.

- Как изменился турпоток в сегменте речных круизов в России в 2014 году по сравнению с 2013 годом?

- Круизным флотом (26 четырехпалубных круизных теплоходов) в 2013 году перевезено 119 000 человек, малым флотом - 317 000 человек. В 2014 году круизным флотом (24 четырехпалубных круизных теплохода) перевезено 97 000 человек, малым флотом - 303 000 человек.         

- Какие направления наиболее востребованы туристами?

- География круизов остается неизменной на протяжении многих лет. Расширять географию речных круизов «вширь» невозможно — круизным флотом освоены практически все реки и озера Волжского бассейна, Северо-запада и центра нашей страны. Конечно, речной круизный туризм мог бы обогатиться «маршрутной» географией. Стоянок на туристических маршрутах не так уж много, так как они ограничены количеством официальных причалов, имеющих необходимые разрешительные документы для безопасной швартовки судов. Ведь кроме заявленного сервиса и качества предлагаемых услуг, мы считаем важнейшим - гарантировать безопасность пассажиров Новые экскурсионные объекты иногда появляются, но все они расположены,  в основном, на пути давно проложенных маршрутов. Система судоходства неизменная: есть правила судоходства, есть установленные глубины, есть шлюзы, которые можно пройти или нельзя пройти на судах определенного водоизмещения.

Разнообразить водные путешествия можно и удается с помощью новых экскурсионных программ по городам. «ВодоходЪ» регулярно расширяет спектр экскурсионных услуг. Турист самостоятельно имеет возможность выбрать себе из трех подготовленных основных бесплатных экскурсий ту, в которой есть действительная заинтересованность, так как, возможно, в данном городе какие-то достопримечательности он уже ранее посещал.

Разумеется, как и прежде, повышенной популярностью среди постоянных клиентов – а именно они и приобретают туры заблаговременно – пользуются продолжительные маршруты. Многие из тех,  кому не удалось совершить намеченный круиз в связи с прошлогодней ситуацией невозможности прохода судов по Волге в районе Городца, спешат бронировать аналогичный тур на предстоящую навигацию.

Традиционно «ВодоходЪ» предлагает тематические круизы - «маевки» с особыми развлекательными и анимационными мероприятиями на борту, которые не оставляют равнодушными любителей круизного отдыха. Путевки на данные рейсы выкупаются еще задолго до его начала.

Особое внимание путешественники уделяют круизам между двумя столицами с посещением Углича, Мышкина, островов Валаам и Кижи. Другим популярным направлением являются круизы по Волге с посещением Костромы, Ярославля, Казани, Нижнего Новгорода, Волгограда и Астрахани. Устойчивым и заслуженным спросом пользуются круизы выходного дня. Для удобства рейсы начинаются по окончании рабочего дня в пятницу, а в воскресенье вечером теплоход прибывает на речной вокзал, с которого отправлялся.

- Какие новые тенденции наметились в сегменте российских речных круизов?

- В отличие от предыдущих лет можно отметить, что на наших теплоходах принимают участие в путешествиях всё больше молодых людей, интерес которых не «праздный отдых» (дискотеки, коктейли), а именно удовлетворение  познавательных и эстетических потребностей. Они активны, внимательны, ведут фото и видеосъёмку туристических объектов в ходе всего путешествия путешествия. Можно также отметить, что растет число коллективных путешественников, т.е. небольших групп по интересам.  Путешествующих семьями тоже немало – это устойчивая тенденция.

- Какие факторы, на Ваш взгляд, будут влиять на конъюнктуру рынка речных круизов?

- Стремительно взлетевший курс пары евро/доллар уже сделал выездной отдых для россиян менее доступным. Это, собственно, и стало одной из причин банкротств выездных операторов. Спрос только на зимние выездные программы сократился на 40%. Есть еще целый ряд факторов, которые показывают нам, что спрос на внутреннем рынке претерпевает существенные базисные изменения. Во-первых, это поддержка внутреннего туризма Федеральным агентством по туризму. Во-вторых,  запрет на выезд за рубеж для отдельных категорий граждан РФ, либо негласная рекомендация не посещать те или иные страны. Ну и, в-третьих, падение доверия к выездным операторам на фоне банкротств ряда туристических фирм в последнее время. Многие из них сегодня находятся в активном поиске альтернативного турпродукта, и наши круизы могут получить дополнительно профессиональную сферу продаж.

Стоимость наших туров на 2015 год увеличилась исключительно в рамках официальной инфляции, то есть фактически была планово проиндексирована на 10%. После нового года мы были вынуждены провести дополнительную индексацию в соответствии с фактическим ростом себестоимости продукта.

- Насколько востребованы сегодня речные круизы у иностранных туристов?

- Официального запрета на въезд в Россию не было опубликовано ни в одной из стран. Аналогично, наше правительство не вводило встречных санкций в виде запрета на поездки в нашу страну иностранных туристов. Совсем другое дело – восприятие политической и экономической ситуации нашими иностранными партнерами и конечными потребителями. Во-первых, в сознании многих иностранцев Украина – это чуть ли не часть России, и вооруженный конфликт на ее территории представляет угрозу их личной безопасности. Во-вторых, многие из них «придавлены» политикой санкций и информационной войной по отношению к России. В-третьих, некоторые иностранные партнеры предпочли приостановить свои российские программы «до лучших времен». Как бы то ни было, с самого начала украинских кризисных событий, то есть, уже в начале 2014 года, мы зафиксировали значительную, а в некоторых случаях практически полную остановку продаж среди зарубежных туристов. В начале сезона спрос постепенно восстановился, однако наверстать упущенное уже не удалось. Компания всё же не понесла больших убытков, потому что глубина продаж на круизном рынке весьма велика, и к моменту остановки продаж значительная часть мест на «иностранных» теплоходах была уже реализована. В то время как, например, по «наземным» программам игроки российского туристического рынка зафиксировали падение спроса от иностранных туристов от 30 до 50%. Аналогичного сокращения зарубежного потока мы также ожидаем в 2015году.

- Каков Ваш прогноз развития рынка на 2015 год ?

- Предпосылок для коллапса не видно. Таким образом, в 2015 году мы делаем ставку именно на наших российских клиентов и ждем значительного роста данного направления. Не случайно на предстоящую навигацию мы усилили именно внутреннее направление: на «русскую» линию дополнительно переходят комфортабельные теплоходы. Искренне верим, что внутренний туризм, совершит качественный скачок и, как знать, может быть в ближайшее время речные круизы вновь станут «дефицитным товаром». Как говорится, поживем – увидим.