logo
Главная Актуально Лицензирование без барьеров

Лицензирование без барьеров

Возвращение Крыма в состав России стало в определенном смысле проверкой для органов лицензирования на морском транспорте. Практика  оформления лицензий, в первую очередь на перевозку пассажиров с использованием маломерного флота,  обрела чрезвычайную актуальность именно в Крыму. О том, как идет данный процесс, «Российскому судоходству» рассказал начальник Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Южное УГМРН Ространснадзора) Александр Андрусенко.

- Сегодня мы видим, что тенденция изменений нормативно-правовых актов заключается в упрощении административных процедур, сокращении временных рамок для принятия решений.

Для обеспечения безопасности людей Ространснадзором реализуются положения Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», который предусматривает переход к унифицированному порядку лицензирования и направлен на совершенствование процедур лицензирования и сокращение перечня лицензируемых видов деятельности.

Существенно упростился порядок переоформления ранее выданных лицензий в связи с истечением срока их действия.

Лицензии стали бессрочными.

Все эти меры способствуют сокращению времени проведения административных процедур, упрощению порядка их проведения. Некоторые же процедуры и вовсе упразднены.

В целях исключения административных барьеров введено и уже во многом реализуется, так называемое, «бесконтактное» взаимодействие заявителя и государственного органа в форме электронных документов.

Уже в августе 2016 года существенно упростились требования к соискателям лицензий, использующих маломерные суда.

Так, сегодня не требуется представлять пассажирские свидетельства на такие суда. Обязательным требованием для указанной категории заявителей больше не является наличие ответственного лица за безопасность мореплавания, обладающего специальными знаниями, соответствующего ряду квалификационных требований и имеющего аттестат на право замещения указанной должности.

Анализируя деятельность Южного УГМРН Ространснадзора в контексте положений Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг, с позиции оценки показателей достижения целей, можем сделать вывод, что в настоящее время:

- установленные нормативные сроки предоставления государственной услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, не только не превышаются, а значительно сокращены. В среднем с момента поступления заявления и до принятия лицензирующим органом решения проходит не более 20 дней, при установленных законом 45 днях;

- планируемое повышение степени удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг, оказываемых Южным УГМРН Ространснадзора, также характеризуется высоким процентом;

- личные приемы граждан и консультации специалистов Управления организованы таким образом, что вообще исключают ожидание в очереди.

В среднем, единовременно одним отделом лицензирования Южного УГМРН Ространснадзора рассматривается от 20 до 38 заявлений лицензиатов и соискателей лицензий.

Сегодня можно уверенно утверждать, что транспортники Крыма справились с задачей вхождения в правовое поле и лицензирование деятельности по перевозке пассажиров не стало для них проблемой. Разумеется, такому результату  предшествовала большая информационно-разъяснительная деятельность.

Так, с вхождением в состав России Крыма, то есть, с 2014 года, Южным УГМРН Ространснадзора предоставлено лицензий на указанный вид деятельности заявителям только из этого региона – 141  разрешение. 82% предпринимателей из указанного числа лицензиатов используют маломерные суда.

Общее же количество лицензиатов, осуществляющих указанный вид деятельности и находящихся в зоне ответственности Управления – 200 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Получается, что хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозку пассажиров на черноморском побережье, в Ростовской, Воронежской области и в Краснодарском крае – 59! Только 9 из них осуществляют свою деятельность с использованием маломерных судов. Иные же говорят о неподъемном административном бремени, не желая получать разрешения, хотя сегодня для этого созданы необходимые условия, а перечень предоставляемых документов и издержки минимизированы.

О чем говорят приведенные простые цифры?

Крымчане хотят и могут жить и работать в правовом поле российского законодательства, принимают и соблюдают условия и требования, предъявляемые лицензионным законодательством Российской Федерации и не называют такие процедуры «барьерами».  А вот так называемых «молчунов»  устаивают именно серые схемы ведения бизнеса,  позволяющие уходить от налогов.

Необходимо помнить, что лицензируемые виды деятельности сопряжены с высоким риском наступления неблагоприятных, а порой и опасных последствий для граждан, государства и его обороноспособности, для объектов культурного наследия и природы.