08.10.2018 12:30

«Волжское море» даст новый старт развитию речного туризма в России

Автор: Носов Сергей, директор департамента по связям с общественностью и СМИ группы компании «Агранта»

 В Завидово прошел очередной Национальный туристский форум «Реки России». Тема развития речного российского туризма стала основной для обсуждения, а «Волжское море» был отмечен как важный новый проект в этой сфере.

Международный форум речного туризма (с 2016 года – Национальный туристский форум «Реки России») проводится в Завидово Тверской области с 2013 года при информационной, организационной и финансовой поддержке Ростуризма.

Пленарное заседание было посвящено развитию круизного туризма в регионах Волжского бассейна.

«Волжское море» - новый старт речного круизного туризма

Заместитель председателя правительства России Ольга Голодец, впервые принимая участие в Форуме, поделилась с участниками мероприятия важными цифрами: в 2017 году в России было осуществлено 56, 5 млн туристических поездок, в 2018 году ожидается увеличение количества туристов на 10 млн человек. «С 2015 года в России реализуется Федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма, в которой правительство берет на себя обязательства по содействию развития инфраструктуры.  То, что на государственный рубль пришли такие капитальные вложения бизнеса,  превосходит наши самые смелые ожидания, - заметила Ольга Голодец. - Сейчас мы закладываем, что на 1 рубль вложения федеральных средств приходится 2 рубля инвестиций, но в реальности все гораздо интенсивнее. Хочется сразу всех порадовать: здесь, в Тверской области, мы рассматриваем продолжение проекта и качественное его изменение: с 2019 года в рамках ФЦП мы будем реализовывать проект «Волжское море»».

Ольга Голодец подчеркнула важность этого проекта: «Это фактически новый старт речного круизного туризма. Федеральные деньги будут вложены в строительство портовой структуры, а местные инвестиции придут в развитие мест проживания и инфраструктуры, которая необходима для отдыха людей».

Комплекс «Завидово», напомнила Ольга Голодец,  в год обслуживает около 200 тысяч туристов: «Это огромная цифра по любым меркам. Если такие комплексы разного уровня и звездности будут появляться на территории РФ, это и будет стимулом развития внутреннего туризма».

Как подчеркнула заместитель председателя правительства РФ, в России сегодня существует большой потенциал для развития речного туризма: «Сейчас в России 130 портов, наши речные пути пользуются огромным спросом, пока не до конца удовлетворенным». Однако есть сложности: в 90е годы наша судостроительная отрасль перестала работать на потребителя, сейчас прикладываются все усилия, чтобы стимулировать строительство новых пассажирских лайнеров разного класса. «Туристическая индустрия - это не только инфраструктура, но и кадры, организация всего процесса. Здесь собрались профессионалы туристической отрасли, сегодняшняя ваша работа даст новый импульс и новые находки для развития в России речного туризма», - обратилась Ольга Голодец к участникам Форума.

Символично, что Форум проходит в Тверской области, где течет Волга, заметил губернатор Тверской области Игорь Руденя: «У нас в области более 900 рек и почти 1700 озер. Огромное богатство, которое мы можем вместе развивать. Мы хотим сделать тверскую область столицей речного туризма. Мы хотим увеличить за 5 лет туристический поток в два раза. Планируется реконструкция уже действующих причальных стенок и строительство новой инфраструктуры. В Калязине, например, в этом году побывало более 50 тысяч туристов, которые осуществляли водные круизы. Это стимулирует появление новых объектов. Развитие водного туризма будет способствовать и развитию муниципальной экономики».

«Волжское море», подчеркнул глава региона, имеет статус приоритетного проекта. А центром кластера станет территория «Завидово».  «Мы планируем строительство нового речного порта и железнодорожный вокзал с прямой веткой от пути Москва-Санкт-Петербург, - рассказал Игорь Руденя. - Таким образом, транспортный узел в Завидово станет отправной точкой для путешествий по Волге. Водный туризм даст возможность развиваться и операторам речного туризма, круизных судов и судов среднего и малого класса».

«Туризм - новый долгосрочный драйвер для развития экономики страны, - подчеркнул заместитель руководителя Ростуризма Николай Королев, выступая перед участниками Форума. - Сейчас туризм вносит существенный вклад в обеспечение устойчивого экономического развития и социальной стабильности. Эта отрасль важна для развития малых форм бизнеса, микропредприятий, создания рабочих мест, обеспечения занятости населения. Туризм стимулирует развитие смежных отраслей экономики, выступает питательной средой для реализации долгосрочных стратегий несырьевого развития смежных отраслей экономики».

Сейчас, напомнил Николай Королев, на туризм приходится 3,49  процента ВВП страны, это 3 триллиона рублей,  эта сфера влияет на 53 отрасли экономики. При этом доля туризма в ВВП других стран составляет примерно 10 процентов. «Новая ФЦП на 2019-2025 годы будет способствовать увеличению сферы туризма в ВВП до 5 процентов к 2025 году, что эквивалентно вкладу туризма в ВВП в размере 5,3 триллиона рублей. Это наши амбициозные планы, надеемся, что выполнение программы ФЦП будет этому способствовать, - заметил Николай Королев. - Цель программы - создание условий для эффективного развития сферы туризма для увеличения вклада отрасли более чем на 70 процентов. Общий объем финансирования для реализации программы - 286 миллиардов рублей, в том числе 73,5 миллиардов за счет федерального бюджета, 14 ,7 миллиардов рублей - местные бюджеты, еще 198 миллиардов – внебюджетные источники».

Чтобы развивать сферу туризма, важно повышать квалификацию кадров сферы туризма, а также продвигать российский речной туризм на внутреннем и зарубежном рынках, убежден Николай Королев. Еще одна из проблем, мешающих развивать речной туризм, по мнению замглавы Ростуризма, – устаревание парка круизных судов, недостаточное удовлетворение спроса туристов, особенно в высокий сезон. В связи с этим предполагается использовать механизм субсидирования, чтобы реализовывать инвестиционные проекты в сфере туризма, обеспечить инвесторов доступными длинными кредитами с комфортными ставками и сроками.

Николай Королев рассказал коллегам о накопленном потенциале оценки возможностей развития туризма в регионах. Круизный туризм больше всего развит в Центральном, Южном, Приволжском, Северо-Западном округах страны, перспективными являются и Дальневосточный округ и арктическая зона. «Популярность арктических круизов растет у российских и иностранных туристов. Рынок круизов растет быстрее, чем другие виды транспортных путешествий, - отметил Николай Королев. - Перспективные проекты в этом направлении – это проект «Приморье», проект «Волжский путь», в который входит 17 субъектов РФ, проект «Русская Арктика», проект «Амур», проект «Камчатка-Сахалин», проекты «Чувашия – сердце Волги», «Волжская Булгария» в Татарстане, кластер «Амур-Хабаровск», кластер «Комсомольский», «Русские берега» в Вологодской области».

Замглавы Ростуризма напомнил, что экспертиза Ростуризма присудила первое место в рамках развития Федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ" на 2019-2025 годы" проекту «Волжское море». «Туристский кластер «Волжское море» в Тверской области получил самые высокие оценки экспертов. «Это качественная работа региона.  «Волжское море»  - интересный проект, который после его реализации будет хорошим примером того, как следует реализовывать такие проекты», - заметил Николай Королев.

 «Сейчас круизы по Волге являются одними из самых распространенных направлений. Волга - не только крупнейшая река европейской части России, но и ее главная историческая дорога. На ее основе шло формирование российского государства, создавались культурные контакты, начиналось обновление российского рынка. На протяжении многих эпох этот исторический путь связывал важнейшие экономические центры России, обеспечивал внутреннюю торговлю, хозяйственные связи. Сейчас интенсивными темпами проходит инфраструктурное обустройство берегов Волги на всем ее протяжении. Берега Волги – это огромное сосредоточения культурных и исторических  объектов различных национальностей и народностей России», - резюмировал Николай Королев.

Будущая территория «Волжского моря»: чистая экология и удобная локация

Напомним, что кластеру "Волжское море" присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта Тверской области в рамках развития Федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ" на 2019-2025 годы". Экспертиза Ростуризма присудила кластеру первое место в рамках развития Федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ" на 2019-2025 годы": проект «Волжское море» получил  90 баллов  и  занял первое место  из  69  проектов разных  регионов  России.

Стоимость создания «Волжского моря» составляет более 9 млрд рублей, 80% этой суммы - частные инвестиции: более 1,5 млрд рублей придет из федерального бюджета, частные инвестиции составят порядка 7,2 млрд рублей, региональное софинансирование - около 300 млн рублей.

Ключевым объектом «Волжского моря» станет туристический транспортно-пересадочный узел. Здесь на территории Завидово будет стыковаться водный, железнодорожный и автомобильный транспорт. В рамках создания курорта «Волжское море» будет построен также круглогодичный комплекс для отдыха с аквапарком и гостиницами.

 «Волжское море» охватит территории особой экономической зоны «Завидово» и городов Калязин, Кимры, Конаково, Тверь и Весьегонск, которые будут развивать разные направления туризма (детский, гастрономический, историко-культурный и курортный отдых).

 Журналисты федеральных СМИ в рамках форума отправились на уникальную речную экскурсию. Представители прессы осмотрели с борта катера окрестные пейзажи территории, где будет реализовываться проект «Волжское море» в рамках проекта «Завидово». Константин Забродин, директор «Завидово Девелопмент», рассказал журналистам об уникальных особенностей этого места, которые и повлияли на выбор места: «Эти места исторически известны, а бренд «Завидово» существует уже лет 60. Еще при Николае Хрущеве здесь создали Национальный парк «Завидово», это 20 тысяч гектаров. В парке охотились в свое время Хрущев, Брежнев, Ельцин. Река Шоша течет из этого заказника и она абсолютно чистая, потому что здесь нет никакого влияния человека на природу. Рядом  - практически нехоженные территории левого берега Волги, это крупнейшее зеленое пятно на севере от Москвы, на карте Центральной России. То есть мы с четырех сторон окружены зеленой, нетронутой человеком природой».

Протяженность водохранилища – будущего «Волжского моря» - около 120 км, до Твери и до Дубны от будущего порта - по 60 километров. «Почему решили построить порт именно здесь? Во-первых, отсюда открываются очень интересные маршруты, а виды на русские города гораздо живописнее именно со стороны воды, - рассказал Константин Забродин. - Наши предки путешествовали по рекам, и поэтому строили города лицом к реке. Если въезжаешь в Тверь на машине, это индустриальные районы, а когда входишь в город по реке – это Путевой екатерининский дворец и другие красивые сооружения и пейзажи.  Так же красивы и другие города вниз по Волге. Во-вторых, очень интересны дневные прогулки по Волге. Всего час езды на электричке от Москвы – и турист здесь, далее он отправляется в водное путешествие по Твери. А потом садится на «Сапсан» и уже к вечеру он в Санкт-Петербурге. Для въездных туристов это очень интересные маршруты, когда они могут посмотреть обе российские столицы, а еще среднерусские города».

При этом на канале имени Москвы 6 шлюзов, движение по шлюзам от Северного речного вокзала до наших мест - это минимум 12 часов, а бывает, что и сутки, и эти сутки малоинтересны, заметил Константин Забродин.  Для владельцев судов это большие расходы в том числе. А Москва сейчас использует канал, в том числе, и для вывоза мусора, и для других технических задач. Поэтому лучше отправляться в речное путешествие минуя этот отрезок пути.

 «Завидово» как история успеха

Сергей Бачин, основной инвестор проекта «Завидово», председатель совета директоров группы компаний «Агранта», поделился с коллегами своим опытом создания такого масштабного проекта и своей историей успеха: «Вы можете наблюдать в «Завидово» уже состоявшийся проект. Это конкретная инвестиционная программа, и успешная программа. Курорту Завидово около 12 лет. Мы начали во времена, когда страна решала другие задачи, о туризме говорили мало. Но когда мы решали, где будут размещаться новые курорты, наше внимание было приковано к «Завидово».  Сейчас «Завидово» предоставляет удобные услуги как с точки зрения рекреации, так и с точки зрения доступности. Мы искали место в хорошей близости от Москвы и в благоприятных природных условиях». Как подчеркнул Сергей Бачин, «правильное решение  - это залог будущего успеха».

Кроме верно выбранного места, важен и комплексный подход к реализации выбранного места. Делясь своим бизнес-опытом, Сергей Бачин заметил, что при создании такой большой новой дестинации надо сразу «преодолевать критическую массу»: «Нельзя делать по 20-30 номеров. Надо сразу создать номерной фонд под 500-1000 номеров.  Мы уверенно идем сейчас к 1000 номерам. Плюс здесь есть УПДК «Завидово». Это позволило нам прыгнуть вперед. Иначе ты устанешь раньше и потеряешь темп». 

На территории «Завидово»,  заметил Сергей Бачин, сошлось все  - и природные возможности и правильное местоположение и наличие Москвы рядом, и большие инвестиции и участие государства. 

Очень важно, подчеркнул инвестор кластера «Завидово», что оказалось возможным наладить сотрудничество государства и бизнеса: «Инвестировать одновременно во все невозможно – в электричество, в дороги, в другие общественно-необходимые объекты, и в этом помощь государства огромная. Но это не значит, что государство просто дарит нам деньги. Мы создаем рабочие места, направляем сюда поток.  Это дорога со встречным движением. Важно, когда ты уже оказался на месте, сделать его удобным, компактным, и заниматься активностями для продвижения бренда. То есть история успеха - это правильное  планирование, сильный старт и взаимодействие с государством».

Сергей Бачин: «Я верю в счастливую судьбу России»

«Мы с проектом «Завидово» являемся частью проекта «Волжское море», - рассказал Сергей Бачин на встрече с журналистами в рамках Форума. - Это развитие объектов , находящихся на Волге в Тверской области – на верхней Волге, в районе Твери и Завидово, а также в районе Калязина и Кимры. Сроки рассчитаны на 5 лет, бюджетирование сейчас идет на первые три года – 2019-2021 годы. Сейчас идет обсуждение бюджета РФ на 2019 год, я знаю , что программа была внесена на обсуждение и , предположительно, в течение месяца она будет утверждена. Та программа, которая есть сейчас, это продолжение программы, которая была в предыдущее пятилетие. Преемственность сохранена.

Что касается создания транспортно-пересадочного узла, об этом сейчас идут переговоры и обсуждения. Сейчас решается, как лучше делать железнодорожную составляющую – или это может быть инвестпрограмма РЖД, или это будет часть программы ФЦП. Думаю, государственные чиновники будут принимать решение, в какой программе лучше этой железнодорожной ветке находиться. Есть плюсы и минусы у каждого решения. Думаю, в течение двух-трех месяцев это будет определено, в какую программу попадет железнодорожная часть этого  проекта».

Порт будет туристическим, пассажирским, максимальная проходимость  -2 тысячи человек в день. «На нем будут все службы, которые нужны туристам, как для круизного и прогулочного туризма, так и для яхтенного туризма. Сегодня обсуждалось, чтобы строить порт быстрее, думаю реальное начало строительства – 2020 год, плюс два года», - заметил Сергей Бачин.

Курорт «Завидово» тоже продолжит свое развитие. «Будет движение по двум направлениям: одно инфраструктурное, и основное здесь – транспортно-пересадочный узел, порт и железнодорожный вокзал, это государственная тема. Частная тема – мы собираемся эту лагуну застроить.  Это достаточно большое количество средств размещения, планируется построить 3-4 гостиницы такого же размера, как Radisson. Кроме этого, будет построен аквапарк и конгресс-холл.  Срок строительства - от 3 до 10 лет, - рассказал Сергей Бачин. - Территория здесь большая, мы привели леса в порядок, построили дорожки и обеспечили самые разные развлечения. Также есть другой берег Волги, здесь нет мостов, а там начинается почти тайга. В наших планах построить там четыре опорных лагеря, и средства перемещения от нас на тот берег. Оттуда будут разработаны всевозможные экомаршруты по большой территории. Я думаю, такая территория легко может переварить 4 гостиницы. Radisson – пятизвездочный отель. Мы считаем, что надо добавить гостиницы уровня 3 звезды, где цена на размещение будет ниже».  В «Завидово» планируется расширять и возможности СПА-отдыха: строится банный комплекс, который будет введен в эксплуатацию примерно через полгода, а в аквакомплексе тоже будет построена открытая водная территория.

В какой мере востребован такой продукт за рубежом и на какого туриста больше рассчитан? Сергей Бачин полагает, что ориентироваться правильнее на внутреннего туриста: «И Завидово, и Ярославское взморье, конечно, могут быть использованы иностранными туристами, особенно если учесть, что они так или иначе путешествуют по Волге.  И если предлагается продукт, где можно провести день-два, например, не на теплоходе, а на курорте, то да, это возможно. Но каждый турист  требует вложения определенных маркетинговых ресурсов. Нам выгоднее привлекать российского туриста, богатого или даже среднего. Нам выгоднее перехватить поток, который от нас уезжает за границу. Это выгоднее и интереснее. Самое главное, что этот турист еще и более платежеспособный».

Сергей Бачин заметил, что клиент таких кластеров, как «Завидово», - это «тот же турист, который ездит в Испанию или на Черное море, но в силу разных причин – нет времени или маленькие дети – ему неудобно ехать куда-то далеко, но он понимает , что сервис такого же уровня или даже выше, приятное времяпрепровождение он может получить здесь. И он выбирает это место».

На вопрос о том, почему Сергей Бачин выбрал для себя именно направление туризма и считает его важным и интересным, спикер заметил, что, если более точно говорить, это девелопмент в сфере туризма: «Я занимаюсь, по сути дела, строительством дестинаций, объектов размещения.  Я пришел в девелопмент 20 лет назад, мы строили жилые дома, офисы.  Но мы всегда стремились к комплексному развитию территории. Когда смотришь на территорию комплексно, видишь все ее плюсы и минусы, возможности. Ты попадаешь на интересную территорию и думаешь: а для чего она пригодна? Анализируя такие территории, как Завидово, как Ярославское взморье, появился интерес создать курортную территорию. Так я оказался в этом бизнесе. Доля случая в этом, безусловно, тоже есть».

Есть ли трудности с привлечением под проекты длинных денег и помогает ли в этом государственно-частное партнерство?  Отвечая на этот вопрос, Сергей Бачин рассказал, что уже более 10 лет в сельском хозяйстве работает форма поощрения со стороны государства – инвестиции в основные средства производства, в виде субсидирования коммерческой ставки банковского процента. «Мы выступаем за то, чтобы эта практика была перенесена и на туристическую отрасль. Если это произойдет, то будет бум туристической отрасли в России. И через 10-15 лет мы точно так же скажем: у нас супер-история успеха в туризме как для россиян, так и для въездных туристов. Я верю в первую очередь в счастливую судьбу России. И хочу здесь жить и развивать нашу страну и наш туризм. Хочется, чтобы все было красиво. Поэтому инвестирую в такие проекты», - сказал Сергей Бачин.

В планах Сергея Бачина - масштабировать свой опыт и на другие регионы: «Где это будет - через несколько месяцев вы об этом узнаете. Это будет красивый проект, мы об этом объявим позже».

Печатное издание