29.03.2021 19:14

Российская палата судоходства указала нормативное регулирование избыточным

Российская палата судоходства указала на избыточное нормативное регулирование
Избыточное регулирование снижает конкурентоспособность российских судоходных компаний. Как передал корреспондент «ПортНьюс», такое мнение в ходе совместного расширенного заседания Коллегии и общественного совета Росморречфлота высказал председатель Совета Российской палаты судоходства, генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов.
По его словам, одним из примеров является применение к российским судам, полностью отвечающим требованиям Международного Кодекса по охране судов и портовых средств, дублирующих национальных требований в области транспортной безопасности. При этом к судам под иностранным флагом национальные требования РФ не применяются, что ставит российских судовладельцев в заведомо проигрышное положение и отрицательно сказывается на их конкурентоспособности.
Система лицензирования перевозок опасных грузов полностью дублируется существующей системой государственного портового контроля, технического регулирования, подтверждения квалификации экипажей и обязательного страхования ответственности.
Исключение подобного дублирования способно существенно снизить финансовые и организационные издержки судовладельцев и повысить конкурентоспособность российских судов на фрахтовом рынке.
Еще одна проблема – несогласованность законодательства о госгранице России и Таможенного кодекса ЕАЭС.
«В последнее время многие судовладельцы столкнулись с новой практикой таможенных органов по привлечению их к административной ответственности при пересечении границ ЕАЭС в связи с выполнением каботажных рейсов с выходом в исключительную экономическую зону РФ, но без захода в территориальное море иностранных государств и иностранные порты... При этом законодательство о госгранице допускает ее неоднократное пересечение без дополнительных таможенных действий, в том числе без прохождения таможенного контроля, если речь идет о каботажной перевозке без заходов в иностранные порты», – сказал Игорь Тонковидов.
Он отметил, что при этом с точки зрения российской таможни любое пересечение границы Таможенного союза, даже если это каботажный рейс, должно сопровождаться таможенными действиями аналогичными тому, как если бы судно направлялось в иностранный порт. При этом размер штрафов за нарушение этого требования составляет от 50% до трехкратного от стоимости судна с его конфискацией или без таковой.
Также глава Совета Палаты судоходства подчеркнул заинтересованность отрасли в скорейшем принятии новой редакции Положения о дипломировании экипажей морских судов. «Для работы в условиях арктических морей и на судах, использующих газомоторное топливо, плавсоставу необходимо пройти дополнительное обучение и сертификацию в соответствии с требованиями Полярного кодекса, Кодекса МГТ и Конвенции ПДНВ-78. Парадоксально, что Россия является безусловным мировым лидером в двух указанных областях, однако вопрос сертификации специалистов до сих пор законодательно не урегулирован», – заявил Игорь Тонковидов.

Избыточное регулирование снижает конкурентоспособность российских судоходных компаний. Как передал корреспондент «ПортНьюс», такое мнение в ходе совместного расширенного заседания Коллегии и общественного совета Росморречфлота высказал председатель Совета Российской палаты судоходства, генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов.

По его словам, одним из примеров является применение к российским судам, полностью отвечающим требованиям Международного Кодекса по охране судов и портовых средств, дублирующих национальных требований в области транспортной безопасности. При этом к судам под иностранным флагом национальные требования РФ не применяются, что ставит российских судовладельцев в заведомо проигрышное положение и отрицательно сказывается на их конкурентоспособности.Система лицензирования перевозок опасных грузов полностью дублируется существующей системой государственного портового контроля, технического регулирования, подтверждения квалификации экипажей и обязательного страхования ответственности.

Исключение подобного дублирования способно существенно снизить финансовые и организационные издержки судовладельцев и повысить конкурентоспособность российских судов на фрахтовом рынке.

Еще одна проблема – несогласованность законодательства о госгранице России и Таможенного кодекса ЕАЭС.

«В последнее время многие судовладельцы столкнулись с новой практикой таможенных органов по привлечению их к административной ответственности при пересечении границ ЕАЭС в связи с выполнением каботажных рейсов с выходом в исключительную экономическую зону РФ, но без захода в территориальное море иностранных государств и иностранные порты... При этом законодательство о госгранице допускает ее неоднократное пересечение без дополнительных таможенных действий, в том числе без прохождения таможенного контроля, если речь идет о каботажной перевозке без заходов в иностранные порты», – сказал Игорь Тонковидов.

Он отметил, что при этом с точки зрения российской таможни любое пересечение границы Таможенного союза, даже если это каботажный рейс, должно сопровождаться таможенными действиями аналогичными тому, как если бы судно направлялось в иностранный порт. При этом размер штрафов за нарушение этого требования составляет от 50% до трехкратного от стоимости судна с его конфискацией или без таковой.

Также глава Совета Палаты судоходства подчеркнул заинтересованность отрасли в скорейшем принятии новой редакции Положения о дипломировании экипажей морских судов. «Для работы в условиях арктических морей и на судах, использующих газомоторное топливо, плавсоставу необходимо пройти дополнительное обучение и сертификацию в соответствии с требованиями Полярного кодекса, Кодекса МГТ и Конвенции ПДНВ-78. Парадоксально, что Россия является безусловным мировым лидером в двух указанных областях, однако вопрос сертификации специалистов до сих пор законодательно не урегулирован», – заявил Игорь Тонковидов.

Печатное издание