На Балтийском заводе ОСК состоялась церемония закладки седьмого универсального атомного ледокола проекта 22220 «Сталинград», названного в честь героической обороны Сталинграда в годы Великой Отечественной войны. В торжественной церемонии принял участие президент РФ Владимир Путин.
Одним из почетных гостей торжественной церемонии закладки судна стал участник боев под Сталинградом, 103-летний ветеран Великой Отечественной войны Павел Винокуров.
«Ледокол Сталинград станет шестым серийным кораблем в своем проекте. Первые четыре ледокола — головной ледокол «Арктика» и три серийных судна «Сибирь», «Урал», «Якутия» — уже успешно несут вахту в арктических водах, обеспечивают проводку грузов по трассам Северного морского пути. Строительство еще двух ледоколов этой серии — «Чукотка» и «Ленинград» — продолжается на Балтийском заводе. Объем работы впереди большой. Уверен, что она будет идти ритмично в соответствии с заданными сроками. Будем и дальше, несмотря на все текущие сложности и вызовы, наращивать возможности нашего ледокольного флота, развивать отечественное судостроение, создавать прорывные научно-технологические заделы», — сказал Владимир Путин в обращении к участникам церемонии.
При закладке нового атомного ледокола проекта 22220 «Сталинград» спользовано сразу три секции с номерами 3004, 3005, 3006 (блок днищевых секций). Таким образом техническая готовность судна в момент закладки составила 4%.
«Никогда в мире не строились ледоколы такой серийности. 7 ледоколов в одной серии — это беспрецедентно. И конечно, это все делается не ради строительства ледоколов, это все делается для того, чтобы Арктика была нашей. Поэтому мы находимся в движении к этой цели и мы ее добьемся», — отметил в беседе с журналистами генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Пучков.
Акт о закладке ледокола подписали генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Яков Антонов, директор филиала по атомным судам ФАУ «Российский морской регистр судоходства» Олег Яшенькин и генеральный директор Балтийского завода ОСК Александр Коновалов.
В составе ледокольного флота «Росатома» в настоящее время находятся восемь атомных ледоколов: «50 лет Победы», «Ямал», универсальные атомные ледоколы проекта 22220 «Арктика», «Сибирь», «Урал», «Якутия», которые построены на Балтийском заводе ОСК, а также «Вайгач» и «Таймыр», в строительстве которых участвовали специалисты Балтийского завода. Обладание атомным ледокольным флотом обеспечивает Российской Федерации уникальное конкурентное преимущество в Арктике.
В настоящее время на Балтийском заводе ОСК продолжается строительство атомных ледоколов проекта 22220 «Чукотка», «Ленинград», а также многофункционального судна атомного технологического обслуживания проекта 22770 «Владимир Воробьев».
Ледоколы проекта 22220 — самые большие и мощные в мире. Их главная задача — обеспечение круглогодичной навигации в западном районе Арктики.
Ледоколы двухосадочные, то есть они могут ходить на больших глубинах в море и прокладывать путь шириной 40 метров, а также заходить в устья сибирских рек. Важной во всех ледоколах серии является уникальная система электродвижения — это чисто российская разработка.
Головной атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 был спущен на воду со стапелей «Балтийского завода» 16 июня 2016 года. Следом были построены ледоколы «Сибирь» (вошел в состав ФГУП «Атомфлот» 25 января 2022 года), «Урал» (22 ноября 2022 года прошла церемония поднятия государственного флага и атомоход передан в эксплуатацию), «Якутия» (в марте 2025 года включен в состав флота ФГУП «Атомфлот»). Решение о начале строительства еще двух серийных ледоколов проекта 22220 будет принято в 2026 году.
Основные характеристики УАЛ проекта 22220: мощность — 60 МВт (на валах); скорость хода — 22 узла (по чистой воде); длина габаритная — 173,3 м; ширина — 34 м; высота — 52 м; осадка — 10,5 м/9,03 м; ледопроходимость — до 3 м; полное водоизмещение — 33,54 тыс. тонн; назначенный срок службы — 40 лет, численность экипажа — 54 человека.
Фотографии «Российского судоходства»
Печатное издание