29.03.2023 13:50

По маршрутам МТК «Север-Юг»

Автор: ПЭК

 

Обзор ситуации с перевозками  по Транскаспийской ветке коридора «Север-Юг».
Фото с сайта agmpnews.kz
Обзор подготовлен ПЭК совместно с бизнес-послом «Деловой России» в Индии и логистическими компаниями.
По маршрутам МТК «Север-Юг»
«ЗАТОПИЛО» ГРУЗАМИ 
В марте сроки перевозки из Индии, Ирана и других стран Юго-Западной Азии по Транскаспийской ветке коридора «Север-Юг» увеличились до 60 дней. Российские порты не справляются с растущим грузопотоком, мощности простаивают из-за нехватки причалов, складских терминалов, кранов и другой инфраструктуры в Астрахани, а главное, из-за недостаточного количества судов на рейсах Иран — Россия, а также постоянных заторов в обмелевшем Волго-Каспийском канале. На фоне ажиотажа в марте также в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла стоимость перевозки, до $7 тыс. за TEU (20-футовый контейнер).
За год компании нарастили грузопоток из Юго-Западной Азии и Ближнего Востока на 7-100%. В частности, объем доставки STS Logistics из Индии, Ирана, Азербайджана в январе-феврале увеличился на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. ПЭК нарастил грузопоток из Индии и Азербайджана на 27%. На 100% вырос объем перевозок в «РусИранЭкспо» из Индии, Ирана и Азербайджана, на 20% — в Prime Shipping Agency LLC.
ПЕРЕГРУЖЕННЫЙ ТРАНСКАСПИЙ
Мощности не справляются с растущим объемом перевозок, поэтому срок доставки по Транскаспийской ветке МТК «Север-Юг» за год увеличился с 45 до 60 дней, рассказал директор по развитию TransAsia Logistics Аркадий Иванов. Напомним, Транскаспийский маршрут стартует в индийских портах Нава-Шева и Мумбаи, проходит через иранские Бендер-Аббас и Бендер-Энзели, а затем — через российские порты Оля и Астрахань. 
На фоне ажиотажа тарифы взлетели в 2,5 раза, с $3,45 тыс. до $6-7 тыс. за 40-футовый контейнер, рассказал генеральный директор «РусИранЭкспо» Александр Шаров.
Компании также сталкиваются с нехваткой рейсов на Транскаспийском маршруте.  В декабре-марте часть контейнеровозов на этом направлении приостанавливают работу, перевозки становятся менее выгодными из-за необходимости дополнительно оплачивать ледовую проводку, рассказал генеральный директор STS Logistics Кирилл Власов. 
Расходы на ледовую проводку распределяются между всеми компаниями и закладываются в тариф. 
Из-за недостатка инфраструктурных мощностей бизнес часто сталкивается с задержками при доставке в зимний период — суда простаивают на рейде в порту Астрахань от 5 до 30 дней.
Вне зависимости от сезона, пропускную способность ограничивает высокая заносимость акватории  Волго-Каспийского судоходного канала — загрязнения песком, илом, рассказал заместитель директора ПЭК Вадим Филатов. Проходная осадка канала составляет 4,2 м, однако порядка 150 дней в году показатель снижается. Реконструкция запланирована на 2027 год, важно ускорить этот процесс, так как грузопоток на направлении непрерывно растет.
Суда могут простаивать на рейде до двух недель также из-за нехватки инфраструктурных мощностей, добавил Аркадий Иванов. Астрахань включает 16 портовых терминалов, каждый из которых способен вместить до трех судов для погрузки и разгрузки.
Не хватает портальных кранов для подъема и перемещения грузов, а также железнодорожных подъездных путей, отметил Александр Шаров. Кирилл Власов добавил, что по состоянию на 21 марта, склады временного хранения (СВХ) переполнены — недостаточно мощностей для обработки грузопотока. 
Острый вопрос — отсутствие рефрижераторного склада и лаборатории для фитосанитарного и ветеринарного контроля, рассказал Александр Шаров. Одновременно с этим, грузопоток из Ирана, который на 66% состоит из овощей и фруктов, растет. И компании вынуждены каждый раз приглашать специалистов из соседних регионов России для фитосанитарного контроля грузов.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЕТКИ
Транскаспий перегружен, поэтому компании перенаправляют грузопотоки на Восточную и Западную ветки коридора «Север-Юг». На выбор маршрута доставки влияет и конечная точка назначения. Например, по Восточному коридору удобнее доставлять грузы из Индии, Ирана в Казахстан, Узбекистан и Туркменистан.
Маршрут включает морское и ж/д плечо. Срок доставки из Индии в Россию составляет 55 дней. Перевозка из отдаленных стран Африки и Южной Америки занимает 65 дней, отметила директор по развитию бизнеса Prime Shipping Agency LLC Саният Мустафаева. 
Срок доставки может увеличиться из-за того, что промежуточная станция на границе между Ираном и Туркменистаном, Сарахс, регулярно переполнена. По состоянию на 21 марта срок ожидания перегрузки на этом направлении составляет от 1 до 5 дней. Поэтому компании будут все больше отдавать предпочтений станции Инче-Бурун, которая к тому же расположена на 800 км ближе к европейской части России, чем Сарахс, рассказал генеральный директор «РусИранЭкспо». Просторная станция с ж/д путями колеи 1435 мм и 1520 мм мало загружена и иранская сторона предлагает фактически бесплатную аренду земли для строительства мощностей по перегрузки и хранению.
После запуска регулярного ж/д сервиса, в марте стоимость доставки по Восточному маршруту снизилась на 44% по сравнению с июлем прошлого года и составила $7 тыс. за TEU, рассказал генеральный директор STS Logistics. 
Единственный маршрут МТК «Север-Юг», который может сравниться с Суэцким каналом по срокам доставки из Индии в Россию — Западный, рассказал Кирилл Власов. Коридор начинается в Индии и проходит через иранские порты Бендер-Аббас и Астара, следующий этап — доставка автотранспортом в Россию через Азербайджан. Транзитное время перевозки — 40 дней.
Стоимость доставки на Западном маршруте за год снизилась в два раза, до $6,5 тыс. за TEU, отмечает Ольга Куликова, бизнес-посол «Деловой России» в Индии.
Однако Александр Шаров напоминает, что некоторые категории грузов, следующих из Ирана по этому маршруту, таможня Азербайджана не пропускает из-за ограничений, связанных с ввозом иранских товаров. В частности, речь идет о строительных материалах, полимерах и нефтехимической продукции.
«Север-Юг — фундаментальный маршрут нового времени, развитие которого позволит снизить зависимость российской логистики от внешних факторов. Поэтому важно ускоренными темпами нарастить число судов на направлении, упростить оформление сопроводительных документов, усовершенствовать инфраструктуру российских портов, модернизировать склады для хранения и обработки продукции», — резюмировал Филатов. 

КАСПИЙ «ЗАТОПИЛО» ГРУЗАМИ 

В марте сроки перевозки из Индии, Ирана и других стран Юго-Западной Азии по Транскаспийской ветке коридора «Север-Юг» увеличились до 60 дней. Российские порты не справляются с растущим грузопотоком, мощности простаивают из-за нехватки причалов, складских терминалов, кранов и другой инфраструктуры в Астрахани, а главное, из-за недостаточного количества судов на рейсах Иран — Россия, а также постоянных заторов в обмелевшем Волго-Каспийском канале. На фоне ажиотажа в марте также в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла стоимость перевозки, до $7 тыс. за TEU (20-футовый контейнер).

За год компании нарастили грузопоток из Юго-Западной Азии и Ближнего Востока на 7-100%. В частности, объем доставки STS Logistics из Индии, Ирана, Азербайджана в январе-феврале увеличился на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. ПЭК нарастил грузопоток из Индии и Азербайджана на 27%. На 100% вырос объем перевозок в «РусИранЭкспо» из Индии, Ирана и Азербайджана, на 20% — в Prime Shipping Agency LLC.

ПЕРЕГРУЖЕННЫЙ ТРАНСКАСПИЙ

Мощности не справляются с растущим объемом перевозок, поэтому срок доставки по Транскаспийской ветке МТК «Север-Юг» за год увеличился с 45 до 60 дней, рассказал директор по развитию TransAsia Logistics Аркадий Иванов. Напомним, Транскаспийский маршрут стартует в индийских портах Нава-Шева и Мумбаи, проходит через иранские Бендер-Аббас и Бендер-Энзели, а затем — через российские порты Оля и Астрахань. 

На фоне ажиотажа тарифы взлетели в 2,5 раза, с $3,45 тыс. до $6-7 тыс. за 40-футовый контейнер, рассказал генеральный директор «РусИранЭкспо» Александр Шаров.

Компании также сталкиваются с нехваткой рейсов на Транскаспийском маршруте.  В декабре-марте часть контейнеровозов на этом направлении приостанавливают работу, перевозки становятся менее выгодными из-за необходимости дополнительно оплачивать ледовую проводку, рассказал генеральный директор STS Logistics Кирилл Власов. 

Расходы на ледовую проводку распределяются между всеми компаниями и закладываются в тариф. 

Из-за недостатка инфраструктурных мощностей бизнес часто сталкивается с задержками при доставке в зимний период — суда простаивают на рейде в порту Астрахань от 5 до 30 дней.

Вне зависимости от сезона, пропускную способность ограничивает высокая заносимость акватории  Волго-Каспийского судоходного канала — загрязнения песком, илом, рассказал заместитель директора ПЭК Вадим Филатов. Проходная осадка канала составляет 4,2 м, однако порядка 150 дней в году показатель снижается. Реконструкция запланирована на 2027 год, важно ускорить этот процесс, так как грузопоток на направлении непрерывно растет.

Суда могут простаивать на рейде до двух недель также из-за нехватки инфраструктурных мощностей, добавил Аркадий Иванов. Астрахань включает 16 портовых терминалов, каждый из которых способен вместить до трех судов для погрузки и разгрузки.
Не хватает портальных кранов для подъема и перемещения грузов, а также железнодорожных подъездных путей, отметил Александр Шаров. Кирилл Власов добавил, что по состоянию на 21 марта, склады временного хранения (СВХ) переполнены — недостаточно мощностей для обработки грузопотока. 

Острый вопрос — отсутствие рефрижераторного склада и лаборатории для фитосанитарного и ветеринарного контроля, рассказал Александр Шаров. Одновременно с этим, грузопоток из Ирана, который на 66% состоит из овощей и фруктов, растет. И компании вынуждены каждый раз приглашать специалистов из соседних регионов России для фитосанитарного контроля грузов.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЕТКИ

Транскаспий перегружен, поэтому компании перенаправляют грузопотоки на Восточную и Западную ветки коридора «Север-Юг». На выбор маршрута доставки влияет и конечная точка назначения. Например, по Восточному коридору удобнее доставлять грузы из Индии, Ирана в Казахстан, Узбекистан и Туркменистан.

Маршрут включает морское и ж/д плечо. Срок доставки из Индии в Россию составляет 55 дней. Перевозка из отдаленных стран Африки и Южной Америки занимает 65 дней, отметила директор по развитию бизнеса Prime Shipping Agency LLC Саният Мустафаева. 

Срок доставки может увеличиться из-за того, что промежуточная станция на границе между Ираном и Туркменистаном, Сарахс, регулярно переполнена. По состоянию на 21 марта срок ожидания перегрузки на этом направлении составляет от 1 до 5 дней. Поэтому компании будут все больше отдавать предпочтений станции Инче-Бурун, которая к тому же расположена на 800 км ближе к европейской части России, чем Сарахс, рассказал генеральный директор «РусИранЭкспо». Просторная станция с ж/д путями колеи 1435 мм и 1520 мм мало загружена и иранская сторона предлагает фактически бесплатную аренду земли для строительства мощностей по перегрузки и хранению.

После запуска регулярного ж/д сервиса, в марте стоимость доставки по Восточному маршруту снизилась на 44% по сравнению с июлем прошлого года и составила $7 тыс. за TEU, рассказал генеральный директор STS Logistics. 

Единственный маршрут МТК «Север-Юг», который может сравниться с Суэцким каналом по срокам доставки из Индии в Россию — Западный, рассказал Кирилл Власов. Коридор начинается в Индии и проходит через иранские порты Бендер-Аббас и Астара, следующий этап — доставка автотранспортом в Россию через Азербайджан. Транзитное время перевозки — 40 дней.

Стоимость доставки на Западном маршруте за год снизилась в два раза, до $6,5 тыс. за TEU, отмечает Ольга Куликова, бизнес-посол «Деловой России» в Индии.

Однако Александр Шаров напоминает, что некоторые категории грузов, следующих из Ирана по этому маршруту, таможня Азербайджана не пропускает из-за ограничений, связанных с ввозом иранских товаров. В частности, речь идет о строительных материалах, полимерах и нефтехимической продукции.

«Север-Юг — фундаментальный маршрут нового времени, развитие которого позволит снизить зависимость российской логистики от внешних факторов. Поэтому важно ускоренными темпами нарастить число судов на направлении, упростить оформление сопроводительных документов, усовершенствовать инфраструктуру российских портов, модернизировать склады для хранения и обработки продукции», — резюмировал Филатов. 

Обзор подготовлен ПЭК совместно с бизнес-послом «Деловой России» в Индии и логистическими компаниями.

Фото с сайта agmpnews.kz

Печатное издание