Флотская династия современной РоссииФлотская династия современной России
Отраслевая ассоциацияОтраслевая ассоциация
Российская палата судоходства
Новости Российской палаты судоходства
Печатное изданиеПечатное издание
Газета в формате PDF Условия покупки подписки Архив

Фомины

Фо­мин Тимофей Иванович

механик – наставник

Фомин Владимир Тимофеевич

старший механик

Фомин Виктор Тимофеевич

старший механик - ведущий инженер по контейнерным перевозкам

Колесов Олег Александрович

старший механик

Автор: Сергей Терентьев.

Династия Фоминых

Фо­мин Тимофей ИвановичФо­мин Тимофей Иванович  родился 17 января 1901 года в крестьянской семье в деревне Ершовка Лявлинской волости Архангельского уезда Архангельской  губернии.  С 3 сентября 1918 по 5 сентября 1920 года работал кочегаром на плавмаяке «Северо – Двинский».  В 1920 году поступил в техникум водного транспорта, но учиться не пришлось, т.к. в сентябре был направлен в составе морской экспедиционной дивизии на ликвидацию врангелевского фронта. В марте 1921года вернулся в Архангельск и был направлен на плавмаяк «Северо – Двинский» старшим машинистом, где работал до 1927 года. В зимнее время учился в школе повышенного типа, что дало возможность получить образование в объеме семилетки. В 1924 году Фомин поступил на вечернее отделение техникума водных путей сообщения. В 1927 году сдал экзамены на механика 3-го разряда и перешел в Северное морское пароходство, где  отработал почти полвека. Начинал работу кочегаром на п/х «Канин», в августе 1927 года переведен 3-м механиком п/х «Соловки». Зимой, в межнавигационный период, Фомин продолжает учиться в техникуме.

В 1929 году после окончания судомеханического отделения  техникума получает назначение на п/х «Аркос» вначале 3-м, а затем 2-м механиком. С декабря 1930 по май 1931года учится в Ленинграде на курсах механиков – дизелистов. Вновь работает 2-м, а затем старшим механиком на п/х «Аркос». В 1935 году Тимофей Иванович назначается групповым механиком. В июле1937 года он возвращается в плавсостав старшим механиком пароходов «Беломорканал» и «Революционер». 1939 -1941гг – механик наставник. В 1939 году наши суда перешли с донбасского угля на шпицбергенский и воркутинский. Скорость хода у судов стала снижаться. Тогда была создана специальная бригада наставников из четырех человек: старший механик, старший машинист и два кочегара, которую возглавил механик Фомин. Бригада выходила в рейсы на разных судах, несла вахты, помогая судовой команде освоить новый уголь. С поставленной задачей бригада справилась, отработав почти на всех судах пароходства.  

В начале войны Т.И.Фомин  команди­руется на Дальний Восток, где работает на пароходе «Кингисепп» Дальневосточного морского пароходства. Затем на не­сколько лет направляется в Англию в качества на­блюдателя за ремонтом судов. Вернувшись на Родину осенью 1944 года назначается старшим механиком п/х «Диксон». Т.И.Фомин  принимал участие в Петсамо - Киркинесской операции, совершая опасные рейсы из Мурманска в Лиинахамари, доставляя вооружение и боеприпасы наступающим частям Советской армии. После передачи п/х «Диксон» Великобритании он получает назначение на пароход «С. Киров». Благодаря творческой инициативе старшего механика Фомина Т.И., его энергии, умелой работе, паровой флот в послевоенные годы стал переходить на длительную безремонтную эксплуатацию. Пароход «С. Киров» единственный в пароходстве перешел на работу с одним котлом, превышая при этом заданную скорость. Судно шесть лет плавало без заводского ремонта. Несмотря на огромный опыт работы, Тимофей Иванович продолжает учиться. В 1957 году он оканчивает курсы усовершенствования командного состава при Ленинградском высшем инженерном училище в группе механиков – наставников и старших механиков. Во время работы на пароходе «С. Ки­ров» им была написана брошюра «Опыт передовых экипажей судов. 5 лет без завод­ского ремонта». На этом пароходе Фомин отработал 10 лет в Северном и 4 года в Балтийском пароходстве. В 1960 году он вышел на пенсию. Но и после этого в 1961 – 62 годах регулярно на несколько месяцев выходил в море, подменяя старших механиков на время отпуска.

Умер Тимофей Иванович в феврале 1986 года.

Многолетний труд Фомина Т.И. удостоен пра­вительственных наград: орденов Ленина и «Знак Почета», медалей: «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Оте­чественной войне 1941 — 1945 гг.», «За трудовое от­личие».

Фомин  Владимир   ТимофеевичВ 1992 году в году в состав флота  в  ОАО «Северное морское пароходство» вошел теплоход «Механик Фомин», построенный   на верфи в Австрии.

По стопам отца пошли сыновья Тимофея Ивановича.

Фомин  Владимир   Тимофеевич  родился в 1936 году в Архангельске. В 1955 году с отличием окончил судомеханическое отделение Архангельского мореходного училища. Без экзаменов был принят на очное отделение Ленинградского высшего инженерного мореходного училища имени адмирала С.О.Макарова (ныне Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова), которое окончил в 1968 году.   По распределению направлен в Мурманское морское пароходство, где прошел путь от 3-го до старшего механика. Работал в Болгарии, с 1980 по 1983 год работал старшим механиком на кубинских судах. После болезни, с 1984 по 1992 год работал первым помощником капитана на судах Мурманского пароходства. Затем продолжал  трудиться старшим механиком на судах различных компаний. В 2002 году перешел на работу в лабораторию ДВС при Ленинградском высшем инженерном мореходном училища имени адмирала С.О.Макарова, где работал до 2004 года.            

Фомин  Виктор Тимофеевич родился в 1946 году в Архангельске. После окончания средней школы поступил на судомеханическое отделение   Ленинградского высшего инженерного мореходного училища имени адмирала С.О.Макарова, которое окончил в 1969 году. По распределению направлен в Северное морское пароходство. Трудовой путь по совету отца начал мотористом на т/х «Индига». Затем была работа 4-м, 3-м, 2-м механиком на судах пароходства. В 1979 году Виктора Фомина назначают старшим механиком теплохода «Капитан Глазачев». В 1981-1983 годах, как и старший брат, работал старшим механиком на кубинских судах. После возвращения из загранкомандировки работал групповым инженером механико-судовой службы Северного морского пароходства. В 1991 году направлен в Австрию на приемку нового теплохода «Механик Фомин», на котором работал старшим механиком до 1992 года. С 1992 года и до выхода на пенсию в 2009 году - ведущий инженер по контейнерным перевозкам Управления эксплуатации флота ОАО «Северное морское пароходство».

Династию Фоминых продолжил внук Олег - сын старшей дочери Тимофея Ивановича - Колесовой (Фоминой) Нины Тимофеевны.

Олег Александрович Колесов родился в 1957 году в Клайпеде, где родители работали на судоремонтном заводе. После окончания Одесского высшего инженерного морского училища в 1979 году прошел путь от третьего до старшего механика на судах Литовского морского пароходства, где работал до конца 90-х гг.  Потом работал старшим механиком на судах иностранных компаний.          

теплоход «Механик Фомин»          

Как попасть в раздел?

Информация на сайте размещается бесплатно, на постоянной основе и в открытом доступе. Членам каждой династии, информация о которой размещена в рубрике «Флотские династии современной России», выдается памятный диплом.

Претенденты на размещение информации в рубрике «Флотские династии современной России» должны представить по электронному адресу info@rus-shipping.ru (телефон для справок (812) 712-45-16, (812) 712-45-01) следующие материалы:

  • Эссе о династии, изложенное в свободной форме с объемом текста от 2 до 5 тыс. знаков.
  • Биографии каждого члена династии, описание их трудовых заслуг.
  • По возможности фотоматериалы, которые обязательно сопровождаются текстом, поясняющим изображение (кто изображен, когда, где, событие).
  • В качестве дополнительных материалов могут быть представлены копии публикаций в СМИ, иные материалы.