logo
Главная Морская и речная инфраструктура Новости Увеличены габариты Кишемского судоходного канала благодаря восстановительным работам на Северо-Двинской шлюзованной системе

Увеличены габариты Кишемского судоходного канала благодаря восстановительным работам на Северо-Двинской шлюзованной системе

Благодаря восстановительным работам на Северо-Двинской шлюзованной системе (СДШС) габариты Кишемского судоходного канала длиной 1,4 км увеличены: глубина увеличилась с 1,7 м до 2,5 м, ширина - с 17 до 34 м. Об этом рассказал начальник службы гидросооружений и имущественных отношений ФБУ «Администрация «Севводпуть» Николай Неволин на научно-практической конференции «Обеспечение безопасности и надежности судоходных гидротехнических сооружений» в Вологде, организованной Российским научно-техническим обществом водного транспорта (президент – Олег Шахмарданов), передал корреспондент отраслевого портала «Российское судоходство».


Отметим, восстановление СДШС осуществляется путем реконструкции в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)» и капитального ремонта.

«Вследствие длительного периода эксплуатации, несмотря на ежегодные ремонтные работы, состояние гидротехнических сооружений постепенно ухудшалось. К началу 2000-х годов большинство сооружений находилось в аварийном состоянии, - отметил в свою очередь руководитель ФБУ «Администрация «Севводпуть» Владимир Шмыков. – В последние годы при поддержке Росморречфлота началось восстановление Северо-Двинской шлюзованной системы путем проведения реконструкции и капитального ремонта».



Шмыков добавил, что на сегодняшний день выполнены работы по берегоукреплению и дноуглублению двух каналов (Кишемского и Кузьминского), реконструкции двух заградительных плотин (Кишемские и Топорнинские заградительные ворота), замена понтонной переправы на поворотный мост (Благовещенская мостовая переправа), построено новое здание Вологодского района водных путей.

Для выведения из аварийного состояния гидротехнических сооружений Северо-Двинской шлюзованной системы проводился капитальный ремонт. В 2011 году отремонтированы сооружения гидроузла № 4: шлюз № 7, плотина «Знаменитая» и причал в верхнем подходном канале.



Кроме того, в 2012-2013 годах выполнен капитальный ремонт шлюза № 3 с подходными палами. Участники конференции посетили шлюз № 3 в рамках производственной экскурсии.

«Шлюз отремонтирован по типу шлюза № 7 (головы - металлический шпунт, камера деревянная), - уточнил Владимир Шмыков. - На шлюзе применена централизованная система управления шлюзовыми воротами с автоматическим открытием-закрытием клинкетов. Шлюз выведен из аварийного состояния».

В 2013 году проведен капитальный ремонт плотин № 5,6 СДШС: деревянные ряжевые плотины русского типа заменены на железобетонные. Плотины выведены из аварийного состояния. В 2013 году закончен капитальный ремонт металлических двустворчатых ворот шлюзов № 2, 3, 5 СДШС. В 2014-2015 годах проведен капитальный ремонт шлюза № 6.



Начальник службы гидросооружений и имущественных отношений ФБУ «Администрация «Севводпуть» Николай Неволин добавил, что реконструкция Северо-Двинской шлюзованной системы проводится в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)».

По результатам электронного аукциона контракт на выполнение работ был заключен с ЗАО «Акватик». В частности, контрактом предусматривалось строительство нового административного здания, реконструкция Кишемской заградительной плотины, берегоукрепление и дноуглубление Кишемского судоходного канала, реконструкция Благовещенской мостовой переправы.

«В настоящее время завершены строительные работы по всем этим объектам, объекты приняты комиссией и введены в эксплуатацию», — отметил Неволин.

Начальник службы гидросооружений и имущественных отношений ФБУ «Администрация «Севводпуть» добавил, что 16 сентября был заключен еще один контракт с АО «Акватик» на выполнение работ по реконструкции шлюза № 5, которые должны быть завершены 5 мая 2017 года.

«После выполнения всех этих работ на Северо-Двинской шлюзованной системе остается еще один шлюз № 2 в аварийном состоянии, реконструкция которого запланирована  на 2017-2018 годы», - подытожил Неволин.

  • Северо-Двинская шлюзованная система была построена в 1828 году под названием «Канал герцога Александра Виртембергского», который курировал ее строительство. Изначально система протяженностью 78,4 км включала тринадцать судоходных шлюзов. Сооружения канала реконструировались дважды – в 1882-1885 и в 1916-1917 годах. После реконструкции 1916-1917 годах по Северо-Двинской системе могли проходить суда и составы длиной 150 м, шириной 12 м, осадкой 1,8 м. С такими характеристика система эксплуатируется и в настоящее время. В современном состоянии система пересекает водораздел рек Шексны и Сухоны и состоит из ряда каналов, озер и рек. Протяженность искусственных водных путей составляет 127 км, в том числе 16,5 км составляют каналы и озера, 40 км – шлюзованные реки Иткла и Порозовица. Северо-Двинская система включает четыре гидроузла, на которых расположены 26 гидротехнических сооружений, в том числе шесть шлюзов.