logo
Главная Актуально Вдоль по ВВП поперек санкций

Вдоль по ВВП поперек санкций

Автор: Евгений Панкратьев

Евгений Панкратьев
Вдоль по ВВП поперек санкций
Об итогах работы водного транспорта в уходящем году
Грузоперевозки по внутренним водным путям (ВВП) России в 2023 году снизились на 6,4% по сравнению с прошлым годом и составили 108,8 млн тонн. Это, с одной стороны, связано с международными экономическими санкциями, а, с другой стороны, с внутренними причинами, включая переориентацию грузов на наземные виды транспорта после завершения строительства крупных проектов. Об этом  на итоговой коллегии Росморречфлота рассказал заместитель руководителя ведомства Константин Анисимов.
Так, в Двинско-Печорском бассейне сокращение составило 21,5%  из-за ограничения на экспортные поставки лесных грузов и материалов. В Ленском бассейне –11,4%  – из-за перераспределения поставок на автомобильный и железнодорожный транспорт.  В Беломорско-Онежском бассейне  – 10,5%  – из-за завершения строительства автодороги М-12.  В Волго-Балтийском бассейне – 10,1%  – из-за перехода в связи с санкциями лесных и строительных грузов на другие виды транспорта.  В Московском бассейне – 9%  – из-за снижения поставок стройматериалов, связанного с закрытием Северного грузового терминала и в целом  со столичной стратегией переноса портов за пределы города. В Енисейском бассейне грузоперевозки сократились на 2,7%  из-за значительного снижения поставок песка в Норильск (ранее было порядка 2 млн тонн). 
В то же время часть речных бассейнов показала рост: Амурский – на 13,1%  (за счет строительных грузов, зерна и продуктов перемола), Камский  – 9,3% (нефть, строительные грузы, металлы и металлопродукция, соль), Байкало-Ангарский – 4,9% (лесные грузы, паромные перевозки авто- и спецтехники), Волжский – 4,6% (зерно, металлы, строительные грузы), Обь-Иртышский – 2,9% (песок, щебень), Азово-Донской - 1,8% и  Волго-Донской – 0,5% (оба – зерно, стройматериалы, нефть, сера). 
Количество грузов, доставленных в районы Крайнего севера, сократилось на 8,4% –до 16,2 млн тонн, из-за перехода грузов на железную дорогу, в то же время объем перевозок в рамках «северного завоза» вырос на 0,9% – до 1,652 млн тонн. 
По мнению замруководителя ведомства, нынешний спад помимо экономических причин связан с низководностью, носит временный характер, и в 2024 году прогнозируется рост грузооборота на 13% – до 123 млн тонн. 
В сегменте пассажирских перевозок по ВВП отмечается бурный рост. По данным Росморречфлота, в 2023 году количество пассажиров выросло на 17,6% – до 10,7 млн человек. Причем в Амурском бассейне рост пассажиропотока составил 130%, в Волжском – 37,9%, Московском – 26,1%, Волго-Балтийском – 22,8%, Камском – 16,4%. В  навигацию работало 85 круизных судов вместимостью от 90 до 330 человек, а количество пассажиров круизных судов по итогам года, по словам Константина Анисимова,  может превысить 400 тыс. человек. 
Общий прогноз Росморречфлота на рынок пассажирских перевозок в 2024 году: 14,7 млн человек. 
По словам замруководителя Росморречфлота, дальнейшему росту пассажиропотока будет способствовать развитие межрегиональных проектов. Таких как проект «Речные магистрали», который рассчитан на суда на подводных крыльях и свяжет маршрутной сетью Городец и Ульяновск (сейчас программа в стадии разработки).  А также проект развития озера Байкал, рассчитанный на пассажиропоток в 390 тыс. человек и подразумевающий строительство нескольких судов. В их числе два гибридных судна проекта «Байкал»  компании «Водоходъ» (планируется запустить в 2026 году), и три –компании «Восточно-Сибирское речное пароходство»: два катамарана проекта НSC150B (завершение строительства в 2024 году)  и круизное судно проекта RPV8714 (завершение строительства в 2026 году).
Фото с сайта Росморречфлота

Грузоперевозки по внутренним водным путям (ВВП) России в 2023 году снизились на 6,4% по сравнению с прошлым годом и составили 108,8 млн тонн. Это, с одной стороны, связано с международными экономическими санкциями, а, с другой стороны, с внутренними причинами, включая переориентацию грузов на наземные виды транспорта после завершения строительства крупных проектов. Об этом  на итоговой коллегии Росморречфлота рассказал заместитель руководителя ведомства Константин Анисимов.

Так, в Двинско-Печорском бассейне сокращение составило 21,5%  из-за ограничения на экспортные поставки лесных грузов и материалов. В Ленском бассейне –11,4%  – из-за перераспределения поставок на автомобильный и железнодорожный транспорт.  В Беломорско-Онежском бассейне  – 10,5%  – из-за завершения строительства автодороги М-12.  В Волго-Балтийском бассейне – 10,1%  – из-за перехода в связи с санкциями лесных и строительных грузов на другие виды транспорта.  В Московском бассейне – 9%  – из-за снижения поставок стройматериалов, связанного с закрытием Северного грузового терминала и в целом  со столичной стратегией переноса портов за пределы города. В Енисейском бассейне грузоперевозки сократились на 2,7%  из-за значительного снижения поставок песка в Норильск (ранее было порядка 2 млн тонн). 

В то же время часть речных бассейнов показала рост: Амурский – на 13,1%  (за счет строительных грузов, зерна и продуктов перемола), Камский  – 9,3% (нефть, строительные грузы, металлы и металлопродукция, соль), Байкало-Ангарский – 4,9% (лесные грузы, паромные перевозки авто- и спецтехники), Волжский – 4,6% (зерно, металлы, строительные грузы), Обь-Иртышский – 2,9% (песок, щебень), Азово-Донской - 1,8% и  Волго-Донской – 0,5% (оба – зерно, стройматериалы, нефть, сера). 

Количество грузов, доставленных в районы Крайнего севера, сократилось на 8,4% –до 16,2 млн тонн, из-за перехода грузов на железную дорогу, в то же время объем перевозок в рамках «северного завоза» вырос на 0,9% – до 1,652 млн тонн. 

По мнению замруководителя ведомства, нынешний спад помимо экономических причин связан с низководностью, носит временный характер, и в 2024 году прогнозируется рост грузооборота на 13% – до 123 млн тонн. 

В сегменте пассажирских перевозок по ВВП отмечается бурный рост. По данным Росморречфлота, в 2023 году количество пассажиров выросло на 17,6% – до 10,7 млн человек. Причем в Амурском бассейне рост пассажиропотока составил 130%, в Волжском – 37,9%, Московском – 26,1%, Волго-Балтийском – 22,8%, Камском – 16,4%. В  навигацию работало 85 круизных судов вместимостью от 90 до 330 человек, а количество пассажиров круизных судов по итогам года, по словам Константина Анисимова,  может превысить 400 тыс. человек. 

Общий прогноз Росморречфлота на рынок пассажирских перевозок в 2024 году: 14,7 млн человек. 

По словам замруководителя Росморречфлота, дальнейшему росту пассажиропотока будет способствовать развитие межрегиональных проектов. Таких как проект «Речные магистрали», который рассчитан на суда на подводных крыльях и свяжет маршрутной сетью Городец и Ульяновск (сейчас программа в стадии разработки).  А также проект развития озера Байкал, рассчитанный на пассажиропоток в 390 тыс. человек и подразумевающий строительство нескольких судов. В их числе два гибридных судна проекта «Байкал»  компании «Водоходъ» (планируется запустить в 2026 году), и три –компании «Восточно-Сибирское речное пароходство»: два катамарана проекта НSC150B (завершение строительства в 2024 году)  и круизное судно проекта RPV8714 (завершение строительства в 2026 году).

Фото с сайта Росморречфлота