logo
Главная Актуально Когда река подставляет плечо

Когда река подставляет плечо

Автор: Пресс-служба Росморречфлота

С заседания Экспертного совета по вопросам ВВТ Обь-Иртышского бассейна 
Река подставляет плечо
Пресс-служба Росморречфлота
Итоги навигации 2023 года и задачи на 2024 год обсудили на заседании Экспертного совета по вопросам внутреннего водного транспорта Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей при Росморречфлоте.
В заседании, прошедшем в формате видеоконференцсвязи, приняли участие заместитель руководителя  Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Анисимов, представители Администрации и Общественного совета крупнейшего в стране Обь-Иртышского бассейна, правительств Омской, Тюменской, Новосибирской, Томской, Кемеровской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, работающего в бассейне судоходного бизнеса и грузоотправителей.
Открывший мероприятие заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов отметил непростые условия судоходства в ходе завершившейся в бассейне навигации, несмотря на которые был обеспечен рост перевозок. По его словам, это значит, что «растет производство, растет промышленность, что дает новые вызовы развитию внутреннего водного транспорта».  
Об итогах работы ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» в навигационный период 2023 года и задачах на 2024 рассказал руководитель учреждения Роман Чесноков. Он отметил, что речники Обь-Иртышского бассейна выдержали гарантированные габариты судовых ходов на внутренних водных путях бассейна, чему немало способствовали интенсивные дноуглубительные работы. Они были проведены на 118-ти перекатах, а общее количество разработанного грунта превысило показатель в 5 млн 300 тысяч кубометров. Такие работы позволили в полной мере выполнить государственное задание и обеспечить безопасность судоходства в границах обслуживаемых путей. 
Говоря о материально-техническом оснащении учреждения, Роман Чесноков напомнил, что в этом году учреждение получило новые суда, которые уже распределены по филиалам, а в навигацию 2024 года ожидается поступление еще двух землесосов. Они позволят увеличить пропускную способность рек, и как следствие, будут способствовать развитию судоходства.
Директор департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО Денис Напольских рассказал о том, что «для некоторых отдаленных районов водный транспорт является основным видом транспорта» и анонсировал открытие в 2024 году нескольких гидрологических постов. По его словам, это поможет судоводителям получать оперативную гидрологическую информацию об изменениях уровней воды  на боковых реках, расположенных в границах Ямало-Ненецкого округа, на которых осуществляются социально-значимые перевозки пассажиров. Комментируя выступление коллеги, Роман Чесноков напомнил, что в 2021 и 2022 на выделенные ЯНАО бюджетные средства, с целью обеспечения безопасных условий судоходства, с помощью флота учреждения были разработаны подходы к  поселкам Яр-Сале и Панаевск, а в 2023 году для обеспечения глубин, необходимых для завоза грузов в поселок Антипаюта, выполнены дноуглубительные работы на  реке Широкая.
О необходимости рассматривать и разрабатывать пути развития внутреннего водного транспорта, повышение его производительности и эффективности в своем докладе отметил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Омской области Игорь Кожухов. «В настоящее время пропускная способность водных путей, расположенных в границах Омской области, составляет более 20 млн тонн, ориентировочная загрузка портов составляет не более 30% от их общей мощности», - подчеркнул он. - Есть значительные резервы увеличения грузопотоков по всем направлениям за счет роста грузовой базы и расширения ее номенклатуры, модернизации портовой инфраструктуры и причальных сооружений, модернизации флота, формировании новых логистических, в том числе мультимодальных маршрутов. Решение указанных вопросов позволит повысить конкурентоспособность Обь-Иртышского бассейна, что в свою очередь будет способствовать развитию экспортного потенциала региона в целом. Считаю, что переориентация перевозки части грузов на внутренний водный транспорт с учетом его стратегических преимуществ, на сегодняшний день является важнейшей задачей не только нашего региона, но и государства в целом».
Врио заместителя министра транспорта Алтайского края Дмитрий Коровин рассказал о реализации на территории края Соглашения о сотрудничестве между  правительством Алтайского края, Росморречфлотом, ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» и предприятиями речной и добывающей отраслей.
«За период реализации Соглашения обеспечены гарантированные габариты судового хода на реках Бия, Катунь, Обь, восстановлена перевалка грузов с внутреннего водного транспорта в трех районах края, что позволило снизить общие нагрузки на сеть региональных и федеральных дорог общей протяженностью 775 км и  продлить сроки их эксплуатации. Организация работы в этом направлении привела к  увеличению перевозок  грузов внутренним водным транспортом и развитию береговой инфраструктуры», - рассказал он. Эксперт отметил рост числа грузовых перевозок внутренним водным транспортом в 2,7 раза, грузооборота -  практически в три раза. Перевод грузов на реку освободил алтайские дороги примерно от 46 тыс грузовиков. «Это успешный случай реализации поручения президента РФ о переориентировании грузов на водный транспорт», - подчеркнул Д.Коровин.
Комментируя это выступление, Константин Анисимов оценил пример Алтайского края по решению задачи переориентирования на реку грузопотоков как своего рода подвиг. «Мы отмечаем рост различных показателей в Обь-Иртышском бассейне,  в том числе  и за счет вашего региона, вследствие переключения грузов с автомобильного на водный транспорт, - подчеркнул он. - Сейчас мы видим, что во многих регионах грузовладельцы стали переключаться на внутренний водный транспорт. Речной транспорт всегда подставлял плечо, когда наши автомагистрали и железная дорога были перегружены, не могли  обеспечить потребности в доставке грузов в полном объеме».
В числе других вопросов на Экспертном совете была обсуждена тема обновления речного пассажирского флота и развитие перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах на основе доклада генерального директора АО «Северречфлот» Айрата Чумарина. Он, в частности, затронул вопрос о применении нулевой ставки НДС для таких перевозок на внутренних водных путях, на что получил комментарий К.Анисимова, что данный вопрос рассматривается и обсуждается с министерством финансов РФ.
О других актуальных проблемах в сфере перевозок внутренним водным транспортом в навигацию 2023 года рассказал гендиректор ООО «Межрегионфлот»  Денис Ушаков. Коммерческий директор АО «Томская судоходная компания» Игорь Асначев представил информацию об увеличении навигационного периода работы флота путем проведения его модернизации и повышения класса эксплуатируемых судов. Варианты решения обозначенных вопросов  будут прорабатываться в рабочем  порядке совместно с представителями ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть», Федерального агентства и судовладельцев.
Резюмируя все обсуждаемые на совещании аспекты развития Обь-Иртышского бассейна, Константин Анисимов подчеркнул, что  в настоящее время и в среднесрочной перспективе значительный потенциал роста будет связан с перевозкой внутренним водным транспортом.  В частности, он отметил, что в связи с  развитием торгово-экономических  связей с Казахстаном и Китаем, водный транспорт будет играть очень важную роль по организации доставки грузов по реке Иртыш.
Фото с сайта Росморречфлота

Итоги навигации 2023 года и задачи на 2024 год обсудили на заседании Экспертного совета по вопросам внутреннего водного транспорта Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей при Росморречфлоте.

В заседании, прошедшем в формате видеоконференцсвязи, приняли участие заместитель руководителя  Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Анисимов, представители Администрации и Общественного совета крупнейшего в стране Обь-Иртышского бассейна, правительств Омской, Тюменской, Новосибирской, Томской, Кемеровской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, работающего в бассейне судоходного бизнеса и грузоотправителей.

Открывший мероприятие заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов отметил непростые условия судоходства в ходе завершившейся в бассейне навигации, несмотря на которые был обеспечен рост перевозок. По его словам, это значит, что «растет производство, растет промышленность, что дает новые вызовы развитию внутреннего водного транспорта».  

Об итогах работы ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» в навигационный период 2023 года и задачах на 2024 рассказал руководитель учреждения Роман Чесноков. Он отметил, что речники Обь-Иртышского бассейна выдержали гарантированные габариты судовых ходов на внутренних водных путях бассейна, чему немало способствовали интенсивные дноуглубительные работы. Они были проведены на 118-ти перекатах, а общее количество разработанного грунта превысило показатель в 5 млн 300 тысяч кубометров. Такие работы позволили в полной мере выполнить государственное задание и обеспечить безопасность судоходства в границах обслуживаемых путей. Говоря о материально-техническом оснащении учреждения, Роман Чесноков напомнил, что в этом году учреждение получило новые суда, которые уже распределены по филиалам, а в навигацию 2024 года ожидается поступление еще двух землесосов. Они позволят увеличить пропускную способность рек, и как следствие, будут способствовать развитию судоходства.

Директор департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО Денис Напольских рассказал о том, что «для некоторых отдаленных районов водный транспорт является основным видом транспорта» и анонсировал открытие в 2024 году нескольких гидрологических постов. По его словам, это поможет судоводителям получать оперативную гидрологическую информацию об изменениях уровней воды  на боковых реках, расположенных в границах Ямало-Ненецкого округа, на которых осуществляются социально-значимые перевозки пассажиров. Комментируя выступление коллеги, Роман Чесноков напомнил, что в 2021 и 2022 на выделенные ЯНАО бюджетные средства, с целью обеспечения безопасных условий судоходства, с помощью флота учреждения были разработаны подходы к  поселкам Яр-Сале и Панаевск, а в 2023 году для обеспечения глубин, необходимых для завоза грузов в поселок Антипаюта, выполнены дноуглубительные работы на  реке Широкая.

О необходимости рассматривать и разрабатывать пути развития внутреннего водного транспорта, повышение его производительности и эффективности в своем докладе отметил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Омской области Игорь Кожухов. «В настоящее время пропускная способность водных путей, расположенных в границах Омской области, составляет более 20 млн тонн, ориентировочная загрузка портов составляет не более 30% от их общей мощности», - подчеркнул он. - Есть значительные резервы увеличения грузопотоков по всем направлениям за счет роста грузовой базы и расширения ее номенклатуры, модернизации портовой инфраструктуры и причальных сооружений, модернизации флота, формировании новых логистических, в том числе мультимодальных маршрутов. Решение указанных вопросов позволит повысить конкурентоспособность Обь-Иртышского бассейна, что в свою очередь будет способствовать развитию экспортного потенциала региона в целом. Считаю, что переориентация перевозки части грузов на внутренний водный транспорт с учетом его стратегических преимуществ, на сегодняшний день является важнейшей задачей не только нашего региона, но и государства в целом».

Врио заместителя министра транспорта Алтайского края Дмитрий Коровин рассказал о реализации на территории края Соглашения о сотрудничестве между  правительством Алтайского края, Росморречфлотом, ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» и предприятиями речной и добывающей отраслей.

«За период реализации Соглашения обеспечены гарантированные габариты судового хода на реках Бия, Катунь, Обь, восстановлена перевалка грузов с внутреннего водного транспорта в трех районах края, что позволило снизить общие нагрузки на сеть региональных и федеральных дорог общей протяженностью 775 км и  продлить сроки их эксплуатации. Организация работы в этом направлении привела к  увеличению перевозок  грузов внутренним водным транспортом и развитию береговой инфраструктуры», - рассказал он. Эксперт отметил рост числа грузовых перевозок внутренним водным транспортом в 2,7 раза, грузооборота -  практически в три раза. Перевод грузов на реку освободил алтайские дороги примерно от 46 тыс грузовиков. «Это успешный случай реализации поручения президента РФ о переориентировании грузов на водный транспорт», - подчеркнул Д.Коровин.

Комментируя это выступление, Константин Анисимов оценил пример Алтайского края по решению задачи переориентирования на реку грузопотоков как своего рода подвиг. «Мы отмечаем рост различных показателей в Обь-Иртышском бассейне,  в том числе  и за счет вашего региона, вследствие переключения грузов с автомобильного на водный транспорт, - подчеркнул он. - Сейчас мы видим, что во многих регионах грузовладельцы стали переключаться на внутренний водный транспорт. Речной транспорт всегда подставлял плечо, когда наши автомагистрали и железная дорога были перегружены, не могли  обеспечить потребности в доставке грузов в полном объеме».

В числе других вопросов на Экспертном совете была обсуждена тема обновления речного пассажирского флота и развитие перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах на основе доклада генерального директора АО «Северречфлот» Айрата Чумарина. Он, в частности, затронул вопрос о применении нулевой ставки НДС для таких перевозок на внутренних водных путях, на что получил комментарий К.Анисимова, что данный вопрос рассматривается и обсуждается с министерством финансов РФ.

О других актуальных проблемах в сфере перевозок внутренним водным транспортом в навигацию 2023 года рассказал гендиректор ООО «Межрегионфлот»  Денис Ушаков. Коммерческий директор АО «Томская судоходная компания» Игорь Асначев представил информацию об увеличении навигационного периода работы флота путем проведения его модернизации и повышения класса эксплуатируемых судов. Варианты решения обозначенных вопросов  будут прорабатываться в рабочем  порядке совместно с представителями ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть», Федерального агентства и судовладельцев.

Резюмируя все обсуждаемые на совещании аспекты развития Обь-Иртышского бассейна, Константин Анисимов подчеркнул, что  в настоящее время и в среднесрочной перспективе значительный потенциал роста будет связан с перевозкой внутренним водным транспортом.  В частности, он отметил, что в связи с  развитием торгово-экономических  связей с Казахстаном и Китаем, водный транспорт будет играть очень важную роль по организации доставки грузов по реке Иртыш.

Фото с сайта Росморречфлота