logo
Главная Актуально Они сражались за Родину

Они сражались за Родину

Автор: Николай Смирнов

70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне посвящается

 

На Волге, в Ленинграде, под столицею,

На суше, в небесах и на воде

У речников хорошая традиция –

Крушить фашистов всюду и везде.

Валерий Кравцов

 

Многие работники речного транспорта сражались за Родину на фронтах Великой Отечественной войны. Одни ушли добровольцами в начале боевых действий, другие были призваны в Красную Армию с достижением призывного возраста.

Капитаны и механики, рулевые и мотористы, боцманы и матросы, придя в действующую армию, стали профессионалами своего дела и самоотверженно сражались с немецко-фашистскими захватчиками.

Среди речников 117 Героев Советского Союза и 15 полных кавалеров ордена Славы. Особой гордости заслуживают пять воспитанников речного транспорта, повторивших подвиг Александра Матросова.

Бывшие работники речных пароходств: Восточно-Сибирского – Николай Александрович Вилков, Волжского объединенного – Николай Васильевич Грибанов и Григорий Семенович Овчинников, Ленского объединенного – Клавдий Карпович Краснояров, Московского – Александр Федорович Типанов своим телом закрыли амбразуры дотов. Это позволило наступающим товарищам блокировать, а затем и уничтожить доты, с минимальными потерями выбить врага с занимаемой советской территории.

Клавдий Карпович Краснояров (1907 – 1944)

 

Николай Александрович Вилков (1918 – 1945)

 

Григорий Семенович Овчинников (1898 – 1944)

 

Николай Васильевич Грибанов (1925 – 1945)

 

Александр Федорович Типанов (1924 – 1944)

 

За отвагу и героизм Н.А. Вилкову, Н.В. Грибанову, Г.С. Овчинникову, К.К. Красноярову и А.Ф. Типанову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Поэт Валерий Кравцов посвятил отважным героям стихотворение «Подвиг»:

Треск пулеметов, пушек бас,

Смертельной битвы ад –

То возвращает память нас

На много лет назад…

 

Опять из дзота пулемет

Выплевывал свинец,

К нему, до боли стиснув рот,

Упорно полз боец.

 

Дополз, гранату бросил – взрыв…

Подавлен пулемет.

Пехота ринулась в прорыв

На замолчавший дзот.

 

Но пулемет ударил вновь

В упор в солдатский ряд.

И снова смерть, и снова кровь.

И встал тогда солдат.

 

Души величие его

Постиг и друг, и враг.

Вот до бессмертия всего

Один короткий шаг.

 

И он шагнул, и победил

В свой самый яркий миг.

Шагнул и грудью заслонил

Товарищей своих…

Высота, на которой совершил подвиг Н.А. Вилков

 

В зале Славы на Поклонной горе на галерее Героев – имя дважды Героя Советского Союза Николая Михайловича Скоморохова.


Николай Михайлович Скоморохов – дважды Герой Советского Союза

 

Н.М. Скоморохов родился 19 мая 1920 года. После окончания ФЗУ работал токарем на судоремонтном заводе имени III Интернационала в Астрахани и занимался в аэроклубе.

В декабре 1940 года Н.М. Скоморохов добровольно ушел в Красную Армию. После окончания Батайской военной авиационной школы пилотов в ноябре 1942 года был направлен в действующую армию на Кавказ, где освоил новые истребители Ла-3. В 23 года стал командиром эскадрильи.

Принимая участие в боях за освобождение Северного Кавказа, Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Чехословакии и Австрии, Николай Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, провел 143 воздушных боя, сбил лично 46 фашистских самолетов и восемь самолетов в группе. Три бомбардировщика противника уничтожил на земле.

Невероятно, но сам Н.М. Скоморохов ни разу не был ранен, его самолет не был сбит и не горел, за всю войну не получил ни одной пробоины. Это было достигнуто благодаря его исключительной решительности и хладнокровию, оригинальности и новизне решений, применяемых в воздушных боях.

В зале Славы на Поклонной горе. У галереи  Н.М. Скоморохова

Н.М. Скоморохов. В гостях у волгарей.

 

В послевоенные годы окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе и Военную академию Генерального штаба, с 1973 года работал начальником Военно-воздушной академии.

С 1981 года Н.М. Скоморохов – маршал авиации.

Погиб в автокатастрофе в 1994 году.

Именем Н.М. Скоморохова назван речной теплоход.

 

Среди речников – Героев Советского Союза Николай Александрович Лебедев в составе 152 танкового батальона Сталинградского фронта защищал Сталинград.

Николай Александрович Лебедев – Герой Советского Союза

 

Н.А. Лебедев родился 5 августа 1914 года. После окончания Ленинградского института инженеров водного транспорта был призван в Красную Армию.

Свой подвиг Н.А. Лебедев совершил в великой битве на Волге. В составе 152-го танкового батальона Сталинградского фронта участвовал в разгроме гитлеровских войск у г. Калач-на-Дону, показывая образцы мужества, отваги и героизма.

В должности старшего адъютанта батальона Н.А. Лебедев бессменно шел впереди атакующей танковой группы, стремительно нападая на противника, сея ужас и панику в их рядах.

За время боев с 19 по 23 ноября 1942 года Н.А. Лебедев лично уничтожил 28 танков противника, 16 орудий, 3 миномета, 8 пулеметов, 4 склада с боеприпасами, около 1500 солдат и офицеров противника.

23 ноября 1942 года, дерзко ворвавшись двумя танками в хутор Платонов, батальон Н.А. Лебедева выбил противника из населенного пункта. При преследовании его танк был подбит и окружен гитлеровцами. Тяжело раненный, не желая попасть в руки врага, Н.А. Лебедев застрелил себя.

4 февраля 1943 года Николаю Александровичу Лебедеву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Именем героя назван грузовой теплоход Северо-Западного речного пароходства и малая планета.

Теплоход «Нилай Лебедев»

 

Выдающийся подвиг совершил Михаил Петрович Девятаев.


Михаил Петрович Деваятаев – Герой Советского Союза

 

М. П. Девятаев родился 8 июля 1917 года в Мордовии, в семье был тринадцатым ребенком. После окончания речного техникума в Казани работал штурманом баркаса на Волге, занимался в аэроклубе.

С первого часа Великой Отечественной войны летчик-истребитель, младший лейтенант Михаил Девятаев в воздухе. К июлю 1944 года он совершил около 180 боевых вылетов, провел 35 воздушных боев, сбил 9 вражеских самолетов. 13 июля 1944 года в неравном бою самолет Девятаева был сбит, и он с тяжелыми ожогами захвачен в плен. Фашисты пытали его, склоняли к предательству,но ничто не сломило волю и дух советского патриота.

8 февраля 1945 года М. П. Девятаев и десять заключенных в невероятно сложных условиях совершили побег из плена на бомбардировщике «Хейнкель-111». Советскому руководству были доставлены стратегически важные сведения о засекреченном производстве ракет «Фау-2» на острове Узедом (Германия), а Михаил Девятаев был объявлен личным врагом Гитлера.

Но вместо заслуженной славы – штрафной батальон. Лишь в 1957 году после вмешательства генерального конструктора космических кораблей С.П. Королева подвиг М.П. Девятаева получил достойную оценку – ему присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны М.П. Девятаев вернулся к любимой работе. Он испытывал суда на подводных крыльях, был капитаном теплоходов «Ракета» и «Метеор».

М.П. Девятаев умер 24 ноября 2002 года.

Его имя носит Казанский речной техникум.

Автограф на книге «Побег из ада». М.П. Девятаев, руководитель Росречфлота Н.Г. Смирнов и председатель Совета ветеранов войны Е.Ф. Завитаев

 

В день Победы моряки и речники – ветераны Великой Отечественной войны возлагают венки к Могиле Неизвестного солдата, отдавая дань уважения работникам морского и речного транспорта, погибшим в борьбе с фашистскими захватчиками.

День Победы. 1997 год. Возложение венков к могиле Неизвестного солдата. Моряки и речники – участники Великой Отечественной войны.

 

70-ю годовщину Великой Победы встречают только три ветерана – участника Великой Отечественной войны центрального аппарата Министерства речного флота РСФСР: Александр Петрович Миронов, Виктор Михайлович Петровичев и Любовь Ефимовна Золотова.

А.П. Миронов родился 16 сентября 1923 года в с. Караваинка Дубовского уезда Царицынской губернии.

В 1940 году поступил в Астраханский речной техникум, но из-за  войны прервал учебу. С октября 1941 года – матрос парохода «Сократ» пароходства «Волготанкер». В феврале 1942 года был призван на военную службу в Волжскую военную флотилию. Воевал под Сталинградом. Участвовал в боях за освобождение Украины, Болгарии, Румынии, Венгрии и Чехословакии.

А.П. Миронов – участник Великой Отечественной войны

Принимал участие в войне с Японией. Для него война закончилась освобождением Порт-Артура.

А.П. Миронов рассказал об одном из последних боев с немецко-фашистскими захватчиками в Чехословакии при освобождении города Брно.

«Маршевой ротой мы прибыли на пополнение 7-го механизированного корпуса (командир корпуса генерал-майор Ф.Г. Катков), который находился в резерве Ставки и пополнялся личным составом и техникой. Там я был направлен в инженерно-минерную роту 10-й механизированной бригады.

Во второй половине апреля корпус сосредоточился на чешской территории и готовился вступить в сражение за Брно. В ходе боев за Брно вспоминается такой случай.

При наступлении, как правило, мы направлялись в танковый полк, вместе с танковым десантом распределялись по танкам и всегда были готовы прокладывать дорогу танковому подразделению через инженерные и минные заграждения.

Следуя по шоссе в направлении Брно, в районе небольшого мостика на дороге взорвался броневик. Следуя за броневиком, подорвалась и самоходная артиллеристская установка СУ-76. Дальнейшее продвижение техники было бессмысленным – шоссе заминировано.

Разминирование поручили нашей группе, которую возглавил помощник командира  взвода старший сержант Буликбаев. Подорванные машины были на нейтральной полосе, хорошо просматривались противником, находящимся на сопке, покрытой лесом, и нашим мотострелковым батальоном, расположенном слева от нас в железнодорожной выемке.

До подорванных машин нам нужно было проползти по кювету дороги метров 250–300.Но как мы не прижимались к земле, противник нас заметил и открыл минометный огонь. И вряд ли бы мы добрались до цели без потерь, если бы нас не поддержали своим огнем по позициям противника наши реактивные минометы. Огонь гитлеровцев прекратился, мы доползли до машин и внимательно осмотрели дорогу. Шоссе по всей ширине было заминировано противотанковыми минами. Под постоянной угрозой вражеского обстрела мы извлекли мины и осторожно сложили их на обочине дороги, приготовив к взрыву.

Помкомвзвода решил еще раз убедиться, что все сделано надежно и безопасно. При этом приказал всем укрыться, сам же подошел к извлеченным минам и одну из них взял в руки. Что он с ней делал, что хотел уточнить, нам приходится только предполагать. Мина в его руках взорвалась, старший сержант Буликбаев погиб. Нам было жаль этого мужественного командира, который прошел с нами всю Украину, Румынию, Болгарию и Венгрию.

Этот случай с Буликбаевым еще и еще раз подтверждает известное изречение: «Минер ошибается один раз».

Разминировав дорогу и убрав поврежденные машины на ней, мы открыли движение войск корпуса. 26 апреля 1945 года город Брно был освобожден от фашистских войск.

Всем войскам, принимавшим участие в боях за освобождение Брно, в том числе и седьмому механизированному корпусу, приказом Верховного Главнокомандующего была объявлена благодарность.

За образцовые действия в боях за Брно, проявленные личным составом мужество и массовый героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1945 года седьмой механизированный корпус удостоился ордена Ленина.

7-го мая  наш корпус готов был к проведению Пражской операции. Войска корпуса 9 мая вошли в Прагу. Пражская операция завершилась полным разгромом и пленением последней крупной стратегической группировки армии «Центр» фельдмаршала Шернери.

Об окончании Великой Отечественной войны нам стало известно от местных жителей. Радости нашей не было предела и от того, что прекратилась гибель людей, и от скорой встречи с семьей, детьми, родственниками.

В пригороде Праги мы с нетерпением ждали дня демобилизации.

В конце мая раздалась команда «Выходи строиться» Мы разместились в вагонах для отправки на Родину. Однако эшелоны с 7-м механизированным корпусом проследовали на Дальний Восток. Для меня война продолжилась, но уже с Японией».

А.П. Миронов (в центре) с товарищами по оружию

А.П. Миронов вернулся домой в Астрахань только в 1947 году. В 1950 году окончил Астраханское речное училище, а в 1957 году – заочно эксплуатационный факультет ГИИВТА. В 1957–1968 годах работал в пароходстве «Волготанкер» заместителем главного диспетчера, заместителем начальника, начальником Волгоградского районного управления.

С 1968 по 1990 год работал в центральном аппарате Минречфлота РСФСР главным специалистом Главного управления перевозок, заместителем начальника Управления кадров и учебных заведений, начальником Топливно-энергетического управления. С 1990 года работал в  ЦБНТИ Министерства транспорта России.

Награжден орденами Отечественной войны II степени, «Знак Почета», медалями, ведомственными знаками отличия.

Заслуженный работник транспорта РСФСР.

А.П. Миронов до сегодняшнего дня активно участвует в патриотическом воспитании молодежи России, доносит до жителей Республики Чехия и Китая роль Советской Армии в освобождении народов от фашизма и милитаризма.

С начала Великой Отечественной войны участвовал в боевых операциях Виктор Михайлович Петровичев.

Виктор Михайлович Петровичев – участник Великой Отечественной войны

В.М. Петровичев родился в 1923 году в д. Путиково Барского уезда Нижегородской губернии.

По окончании в 1941 году средней школы направлен на учебу в Севастопольское высшее мореходное училище. После двух месяцев учебы курсанты приняли участие в Ростовской оборонительной операции. 10 декабря 1941 года был ранен.

После выздоровления В.М. Петровичев учился в Ковровском пехотном училище, окончить которое не удалось – направлен на Сталинградский фронт в качестве связиста. В декабре 1942 года был снова ранен.

После лечения окончил Саратовское танковое училище и направлен командиром танкового взвода на 1-й Белорусский фронт. С ноября 1944 года по февраль 1945 года участвовал в боевых действиях. Младший лейтенант.

После увольнения в запас в августе 1945 года поступил на эксплуатационный факультет Горьковского института инженеров водного транспорта.

После окончания ГИИВТа в 1951 году работал в центральном аппарате Минречфлота старшим инженером, заместителем начальника отдела движения и обработки флота Главсевзапфлота, начальником отдела перевозок и эксплуатации флота пароходств Восточных бассейнов, начальником Отдела внешних сношений Минречфлота РСФСР (до 1987 года).

Работая начальником Отдела внешних сношений Минречфлота, В.М. Петровичев внес большой вклад в развитие сотрудничества речного флота России с речными флотами стран Европы, Азии и Северной Африки, особенно в продвижении российских судов «река-море» плавания.

В 1959–1963годы – заместитель начальника Колымо-Индигирского пароходства. С 1963 года по 1966 год работал в аппарате партийного контроля бюро ЦК КПСС по РСФСР.

Награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, 16 медалями. Отличник социалистического соревнования Минречфлота РСФСР.

Любовь Ефимовна Золотова родилась в 1924 году. В начале Великой Отечественной войны она поступила на работу на фабрику имени Тельмана и шила шинели для военнослужащих Красной Армии.

Любовь Ефимовна Золотова–участница Великой Отечественной войны

В 1942 году прошла подготовку санинструктора и в 1943 году была отправлена на фронт.

Л.Е. Золотову определили в 129-ю Орловскую Краснознаменную ордена Кутузова стрелковую дивизию, санинструктором батареи 45-миллиметровых пушек 438 стрелкового полка. Она вспоминает: «Я была очень худенькой девочкой – размер одежды – 42, вес 45 кг. Ни шинель, ни сапоги подходящие мне сначала не могли подобрать. Только позднее сшили на мой размер».

В батарее служили 40 человек. Любовь Ефимовна стала привыкать к военным условиям, участвовала в первых военных операциях. Однако осенью 1943 года случилось несчастье. Рядом с лошадью, перемещающей одну из пушек на новую позицию, взорвался снаряд. Лошадь от испуга резко попятилась и пушка наехала на ноги девушки.

Любовь Ефимовна была сбита пушкой и потеряла сознание. Очнулась в госпитале. В результате – сильная контузия и ушибы ног.

Более двух месяцев потребовалось для полного выздоровления.

После возвращения в родную батарею было много боев, теряла товарищей по оружию. Погиб 22-летний командир батареи, другие сослуживцы, ставшие близкими друзьями. «Трудно об этом вспоминать», – говорит Любовь Ефимовна. Про себя скажу: «Служила честно до конца войны».

В победном 1945 году вернулась домой и была принята на работу в центральный аппарат Минречфлота СССР секретарем-машинисткой. Проработала в Министерстве более 40 лет. Последние годы работала начальником отдела Главного управления материально-технического снабжения. И на трудовом фронте трудилась так же честно и ответственно, как и на фронтах Великой Отечественной войны.

За боевые подвиги в годы войны награждена медалями «За отвагу» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

За трудовые заслуги имеет ведомственные знаки отличия и Почетные грамоты.

Речники России вместе со всем советским народом  вынесли тяжкие испытания Великой Отечественной войны.

Никогда не  забудут речники подвиг товарищей по труду и оружию, отдавших свою жизнь во имя свободы и независимости Отечества.

Никогда не забудет благодарная Родина самоотверженную работу и славные боевые дела тружеников речного флота, внесших достойный вклад в достижение Великой Победы в Великой Отечественной войне.