logo
Главная Актуально Чем студент отличается от курсанта?

Чем студент отличается от курсанта?

По итогам конкурса по установлению контрольных цифр приема граждан по направлениям подготовки (специальностям) для обучения за счет средств федерального бюджета по образовательным программам среднего профессионального и высшего профессионального образования Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова получил 2158 бюджетных мест, из них 1049 мест по 4 специальностям ВПО  и  15 направлениям бакалавриата  и 1109 мест по 9 специальностям СПО.

Ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова  Сергей Барышников рассказал в интервью отраслевому порталу «Российское судоходство» о ходе работы приемной комиссии.


- Сергей Олегович, в чем отличие приема этого года от предыдущих?

- Во-первых, изменилась нормативно-законодательная база в части выделения  вузам контрольных цифр приема. Университет впервые принимал участие в конкурсе наравне с вузами, подведомственными Минобрнауки, в том числе федеральными университетами и национально-исследовательскими университетами. Как вы понимаете, условия неравные.

Во-вторых, в структуре приема с учетом мест для обучения на платной основе  процент отраслевых  специальностей (направлений подготовки) должен быть не менее 60%. Хотя вопрос о том, какие специальности и направления подготовки можно и нужно считать профильными,  достаточно спорный. Например, направление «Строительство» с профилем «Гидротехническое строительство» и «Информационные системы» (на транспорте),  на наш взгляд, являются профильными, но в перечень отраслевых не прошли.

В-третьих,   в этом году все лица, зачисленные на  специальности «Судовождение», «Эксплуатация СЭУ», «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования», получат статус «курсанта».

- Чем отличается статус студента от статуса курсанта?

В соответствии с уставом курсантом является лицо, в установленном порядке зачисленное в университет для обучения по основной образовательной программе высшего или среднего профессионального образования, соответствующей международным и национальным требованиям к подготовке членов экипажей морских судов и судов внутреннего водного плавания.

Курсанты, как и прежде, будут обеспечены питанием, обмундированием и будут проживать в экипажах: курсанты  1 и 2 курса специальностей ВПО – на учебной площадке в Стрельне, а курсанты СПО, соответственно, на площадях Морского колледжа и Колледжа водного транспорта.

Учебные планы по специальностям подготовки плавсостава предусматривают в обязательном порядке плавательную практику и тренажерную подготовку. Прохождение плавпрактики предполагает предварительное медицинское освидетельствование, при этом требования комиссии плавсостава достаточно жесткие.

Поэтому  будущие курсанты уже  при подаче документов имеют возможность бесплатно пройти медкомиссию в медицинском центре университета или  собрать необходимые документы по месту жительства. Информация для лиц, поступающих на специальности подготовки плавсостава, будет постоянно обновляться  на сайте приёмной комиссии  в разделе «Морская страница».
   
- В своих предыдущих интервью вы говорили, что системоообразующим институтом объединенного вуза должен стать институт флота, осуществляющий подготовку по специальностям плавсостава. Сохранится ли в прежнем объеме обучение по береговым специальностям и направлениям?

- Конечно, сохранится. Деятельность в области водного транспорта включает в себя перевозку грузов судами различного назначения, деятельность по эксплуатации портовых и судоходных гидротехнических сооружений, эксплуатацию портовой инфраструктуры, работу  логистических центров, судостроение, судоремонт и др. Поэтому университет будет продолжать готовить студентов по широкому спектру направлений бакалавриата для обеспечения работы инфраструктуры  водного транспорта.

Не зря ведь первый ректор Института Корпуса инженеров путей сообщения Августин Бетанкур произнес в 1809 г., формулируя основную задачу учебного заведения:  «…Снабдить Россию инженерами, которые по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству всех работ в Империи…».

- Как вы считаете, объединение вузов способствует  привлечению абитуриентов и повышению конкурса в университет?

- Конечно, трудно предсказать, как сложится прием. На сегодняшний день подано 4200 заявлений, конкурс по заявлениям составляет 4,83 балла. Максимальный конкурс традиционно на направления бакалавриата «Менеджмент» - 21,7; «Экономика» - 13,7; «Юриспруденция» - 11,5.

Среди технических направлений лидируют «Информационные системы и технологии» и «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» с конкурсом - 10,6.

Хотя конкурс на специальности плавсостава ниже, чем на направления баклавриата, туда идут профессионально ориентированные ребята, которые подают документы только к нам в  университет и на одну определенную специальность. Среди них есть  выпускники морских кадетских классов, клубов юных моряков. Именно во время приема остро ощущается преемственность поколений, когда будущие курсанты приходят в сопровождении  отцов, а иногда и дедов, посвятивших свою жизнь морю.

Я считаю, что от реорганизации выиграли оба вуза, а больше всего  повезло студентам и курсантам. Университет «имени адмирала С.О. Макарова» - это не просто образовательное учреждение, это история, флотские традиции, высокое качество подготовки и диплом, который признается во всем мире.