logo
Главная Диалог online Прямая речь Даниил Бусленко, и.о. капитана морского порта Ростов-на-Дону,
08:00 по 08:00 (МСК)

Даниил Бусленко, и.о. капитана морского порта Ростов-на-Дону,

Эксперт: Даниил Бусленко,.

о факторах, препятствующих развитию порта

«Несмотря на ежегодный рост показателей морского порта Ростов-на-Дону, к примеру в 2008 году грузооборот составил 8,8 млн тонн, в 2018 году – 24,1 млн тонн, я считаю необходимым отметить ряд факторов, сдерживающих дальнейшее развитие порта и его привлекательности.

В настоящее время при нуле проектного уровня воды мы можем принимать суда с осадкой не более 3,5 м при наличии больших  глубин на остальной акватории у причалов порта. Глубины у причалов превышают максимальную осадку, с которой мы можем работать.

Плавание в морском порту осуществляется в гидрометеорологических условиях, характеризующихся сгонно-нагонными колебаниями уровня воды, достигающими 2 м, а также сейшевыми колебаниями, достигающими 0,55 м в реке Дон и Таганрогском заливе. При восточном и северо-восточных ветрах наблюдается падение уровня воды на акватории морского порта, при западных и юго-западных – подъем уровня воды. С началом осени действие восточных ветров может достигать нескольких суток и даже нескольких недель, вызывая критическое падение уровня воды в акватории морского порта Ростов-на-Дону.

В данных условиях проходная осадка в морском порту установлена 3,50 м относительно проектного уровня реки Дон.

В соответствии с пунктом № 26 Обязательных постановлений (в морском порту Ростов-на-Дону – прим. ред.) движение судов в акватории морского порта в целях обеспечения безопасности допускается при наличии запаса воды под килем не менее 20 см, то есть 3,70 максимальная глубина. При падении уровня воды в реке Дон движение судов по судовому ходу и перемещение судов с рейдов к причалу и обратно ограничивается по осадке, что ведет к простою флота и грузовых терминалов.

Лимитирующим по глубине участком, на котором ограничивается проходная осадка, является Донецкий  перекат, находящийся в нижней части порта и в период сгонных явления практически закрывающий выход судам с осадками в полном грузу, готовым уйти в море. Однако если минимальная глубина на перекате является постоянной в результате работы движителей судов (то есть он промывается), ширина переката неуклонно уменьшается и со временем потребует введения одностороннего движения. Ширина судового хода уменьшилась со 170 м в 2010 году по данным паспорта судового хода до 75 м в 2018 года – это по данным промерам АБФ ФГУП «Росморпорт». В настоящее время с целью обеспечения безопасности плавания судов и обозначения действующей ширины судового хода на перекате установлены дополнительные буи. Также  в силу естественной заносимости происходит сужение судового хода на входе в Нахичеванскую протоку, где также выставлены дополнительные буи.

Значительным сдерживающим фактором развития судоходства, по нашему мнению, является отсутствие рейдовых и якорных стоянок с достаточными глубинами и закрытия проекта по их строительству. Данным проектом предусматривалось строительство рейдов на проектной отметке 4 м с учетом удлинения и расширения. Это рейды Нижнегниловский, Донецкий, Постоянный Карантинный и в Нахичеванской протоке.

В настоящее время по заказу ФГУП «Росморпорт» выполняется разработка и согласование документации для проекта по восстановлению судоходных глубин на перекате Донецкий.

Службой капитана морского порта совместно со специалистами Росморпорта ведется постоянное наблюдение за глубинами и габаритами судового хода в пределах акватории морского порта, организовано регулярное информирование судоводителей об изменении глубин, проходных осадок и габаритов судового хода на проблемных участках, выставляются буи и другие плавучие предостерегательные знаки, однако этих мер для увеличения грузооборота и пропускной способности порта недостаточно.

По нашему мнению необходимо увеличение глубин на основном судовом ходу и рейдах, регулярное проведение дноуглубительных работ с целью поддержать заданные глубин и габаритов рейдовых стоянок, находящихся в акватории морского порта».

Записано корреспондентом «Российского судоходства» на заседании круглого стола «О состоянии и проблемах функционирования морских портов Ростов-на-Дону и Азов» 13 марта в Ростове-на-Дону, инициированного Законодательным собранием Ростовской области.