logo
Главная Национальное и международное законодательство Новости Опубликован проект приказа о размере инвестсбора в портах РФ

Опубликован проект приказа о размере инвестсбора в портах РФ

Опубликован проект приказа о размере инвестсбора в портах РФ (документ)
Опубликован проект приказа Минтранса России «Об утверждении требуемого размера инвестиционного портового сбора на 2021-2023 годы». Проект документа и пояснительная записка к нему размещены на Федеральном портале для размещения проектов нормативно-правовых актов. Общественное обсуждение проекта продлится до 20 ноября 2020 года.
Расчет размера инвестиционного портового сбора (ИПС) на 2021-2023 годы, произведен ФГУП «Росморпорт» (Предприятие) на основе фактических данных о совокупной валовой вместимости судов за 9 месяцев 2020 года.
Предпосылкой к введению ИПС в российских морских портах послужило резкое и долговременное ослабление рубля (более чем в 2 раза) по отношению
‎к основной валюте внешнеторговой деятельности (90% судозаходов в морские порты Российской Федерации осуществляют суда заграничного плавания). Оценка размера недополученных средств от взимания портовых сборов лежит в основе расчета допустимой (предельной) совокупной величины портовых сборов – предельного совокупного размера ИПС. На период 2021-2023 годов предельный размер ИПС ежегодно составляет 15 142 млн руб., коэффициент снижения нагрузки по уплате портовых сборов – 0,47 (исходя из средних значений курса долл. США за 1 квартал 2014 г. и 3 квартал 2020 г.)
С учетом установления размера ИПС на предлагаемом Предприятием уровне стоимость судозахода в валютном выражении будет ниже докризисного уровня
‎2014 года. Коэффициент снижения совокупной нагрузки составит в 2021 году – 0,72; в 2022 году – 0,76; в 2023 году – 0,79.
Для оценки влияния введения ИПС на конкурентоспособность российских морских портов Предприятием произведен сравнительный анализ стоимости судозахода одного и того же судна в российских морских портах и
‎портах-конкурентах иностранных государств в границах Северо-Западного и Южного географических бассейнов. Для портов Дальнего Востока конкурентная среда отсутствует.
Для российских портов, расположенных в Северо-Западном бассейне, основными портами-конкурентами являются порты Балтийского и Северного морей. Расчеты по выборке из 10 иностранных и 5 российских морских портов показывают, что по уровню портовых сборов российские порты имеют конкурентное преимущество. Суммарный размер портовых сборов в отечественных портах находится ниже на 30% - 60% среднего по бассейну уровня даже с учетом введения ИПС и индексации действующих ставок.
В границах Южного бассейна основными конкурентами российских портов Новороссийск и Туапсе являются порты Украины, в которых ставки портовых сборов установлены в долл. США (приказ Министерства инфраструктуры Украины от 27.05.2013 № 316 в ред. от 23.12.2019). С учетом текущего валютообменного курса рубля стоимость судозахода в основных украинских портах (Южный, Одесса) в два и более раз выше, чем в портах Новороссийск и Туапсе.

Опубликован проект приказа Минтранса России «Об утверждении требуемого размера инвестиционного портового сбора на 2021-2023 годы». Проект документа и пояснительная записка к нему размещены на Федеральном портале для размещения проектов нормативно-правовых актов. Общественное обсуждение проекта продлится до 20 ноября 2020 года.

Расчет размера инвестиционного портового сбора (ИПС) на 2021-2023 годы, произведен ФГУП «Росморпорт» (Предприятие) на основе фактических данных о совокупной валовой вместимости судов за 9 месяцев 2020 года.

Предпосылкой к введению ИПС в российских морских портах послужило резкое и долговременное ослабление рубля (более чем в 2 раза) по отношению‎к основной валюте внешнеторговой деятельности (90% судозаходов в морские порты Российской Федерации осуществляют суда заграничного плавания). Оценка размера недополученных средств от взимания портовых сборов лежит в основе расчета допустимой (предельной) совокупной величины портовых сборов – предельного совокупного размера ИПС. На период 2021-2023 годов предельный размер ИПС ежегодно составляет 15 142 млн руб., коэффициент снижения нагрузки по уплате портовых сборов – 0,47 (исходя из средних значений курса долл. США за 1 квартал 2014 г. и 3 квартал 2020 г.)

С учетом установления размера ИПС на предлагаемом Предприятием уровне стоимость судозахода в валютном выражении будет ниже докризисного уровня‎2014 года. Коэффициент снижения совокупной нагрузки составит в 2021 году – 0,72; в 2022 году – 0,76; в 2023 году – 0,79.

Для оценки влияния введения ИПС на конкурентоспособность российских морских портов Предприятием произведен сравнительный анализ стоимости судозахода одного и того же судна в российских морских портах и‎портах-конкурентах иностранных государств в границах Северо-Западного и Южного географических бассейнов. Для портов Дальнего Востока конкурентная среда отсутствует.

Для российских портов, расположенных в Северо-Западном бассейне, основными портами-конкурентами являются порты Балтийского и Северного морей. Расчеты по выборке из 10 иностранных и 5 российских морских портов показывают, что по уровню портовых сборов российские порты имеют конкурентное преимущество. Суммарный размер портовых сборов в отечественных портах находится ниже на 30% - 60% среднего по бассейну уровня даже с учетом введения ИПС и индексации действующих ставок.

В границах Южного бассейна основными конкурентами российских портов Новороссийск и Туапсе являются порты Украины, в которых ставки портовых сборов установлены в долл. США (приказ Министерства инфраструктуры Украины от 27.05.2013 № 316 в ред. от 23.12.2019). С учетом текущего валютообменного курса рубля стоимость судозахода в основных украинских портах (Южный, Одесса) в два и более раз выше, чем в портах Новороссийск и Туапсе.